Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8х классов — Викторина «Юный химик»


Внеклассное мероприятие для 8х классов в рамках недели химии
Викторина «Юный химик».
Учитель химии
Лукманова Диляра Насыровна
Цель: формирование общеучебных знаний, умений и навыков, применяя игровые формы обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И. Менделеева;
реализовать межпредметные связи.
2. Воспитательные:
формировать умение работать в коллективе;
совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли;
развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие:
развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету.
Оборудование и материалы:
1. ПСХЭ Д.И. Менделеева
2. Карточки с заданиями для команд
3. Плакат «Клятва химика», дипломы для команд.
Конкурсы
1.Конкурс 1 «Приветствие команд»
2.Конкурс 2 «Послание алхимиков»
«Конкурс болельщиков»
3.Конкурс 3 «Химическая перестрелка»
4.Конкурс 4 «Конкурс капитанов»
5.Конкурс 5 «Кроссворд»
Жюри: учителя химии, биологии, географии.
Гости: учащиеся, администрация ОУ.
Ход и содержание мероприятия:
I. Подготовительный этап.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.
Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:
придумать название, эмблему и девиз команды;
приготовить команде соперника 6 вопросов на изученные темы.
II. Игра.
Вводное слово учителя:
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу все знать!”
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на викторине «Юный химик». В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха!
Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности. А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будет строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:
Председатель жюри –
Члены жюри –
И так, испытания начинаются!
1. Конкурс - приветствие команд.
Представляются команды каждого класса (команда имеет название, эмблему, девиз).
(Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале в качестве болельщиков).
8 «А» класс. Команда « » - капитан команды:
8 «Б» класс. Команда « » - капитан команды:
Жюри подводит итоги:
Максимальная оценка – 5 баллов.
Критерии оценки:
— соответствие тематике предмета;
— творчество;
— оригинальность представления.
2. Конкурс - разминка «Послание алхимиков»
Учитель: Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Для первой команды « »:
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 ы 11 18
Для второй команды « »:
74 19 у 16 84 88 76 5 76 74 18 52 ь 11 63 3 я 79 я !
Каждая команда расшифровывает послание алхимиков с помощью системы химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.
После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”.
Жюри подводит итоги:
Максимальная оценка – 5 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость
Учитель: Пока команды расшифровывают послание алхимиков, проведём конкурс с болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:
1. Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
2. Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)
3. Феррумный характер. (Железный характер.)
4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
5. С тех пор много Н2О утекло. (С тех пор много воды утекло).
6. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).
7. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).
Учитель: «Молодцы, отлично справились с заданием.  Переходим к 3-му конкурсу». 3. Конкурс «Химическая перестрелка».Конкурс является домашним заданием команд. Каждая команда получила задание составить 6 вопросов по изученным темам для команды соперника. Команды поочередно задают и отвечают на вопросы. За правильный ответ 1 балл, т.е. максимум можно получить 6 баллов. Ответ должен быть полным и четким (однозначным).
1 команда:                            
 1. Средневековое название химии, данное арабами…     алхимия 
 2. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются…   простыми веществами 
 3. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле?  индекс 
 4. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – рождающий воду…       водород 
 5. Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется …   химия 
 6. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это…     период 
 2 команда:                                
 1. Страна, в которой зародилась наука химия…    Египет
 2. Вертикальный столбец химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это…  группа 
 3. Определенный вид атомов называют…      химическим элементом 
 4. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называются…  сложными веществами 
5.  Чему равна относительная атомная масса водорода?  1
 6. Явления, при которых изменяются формы, размеры, но состав остается постоянным?  физические
  
Жюри подводит итог:
 Максимальная оценка – 6 баллов. Критерии оценки:  — правильность  — полнота, четкость ответа
4. «Конкурс капитанов»
Конкурс капитанов (каждому капитану задается по 3 загадки) за каждую загадку 1 балл):1. Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину,
И в честь меня был назван даже век,
Когда был счастлив человек.
Что ныне в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь. (золото)
2. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
Я вездесуща и легка, -
Я лед, я - пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз - я застываю (вода)
3.Он хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!» (хлор)
4. Вы со мною уже встречались-
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду. (водород)
5. Я – серый порошок,
Пока мой дом – мешок.
Но лишь напьюсь воды – в момент
Окаменею. Я-…. ( цемент)
6. Мой первый слог найдете в сере,
А два других есть в нашем теле,
А в целом я в кольце, сережках,
Цепочках, вилках, даже в ложках. (Серебро)
Жюри подводит итог:
 Максимальная оценка – 3 балла. Критерии оценки:  — правильность  — четкость ответа
5. Конкурс «Кроссворд»
Учитель: Последний наш конкурс – это разгадывание кроссворда (раздаёт кроссворды командам).
18923011811000 1 ф 2 о к с 3 г ра ф и т 4 а о 6 к с а х а рж и м 8 7 в е щ е с т в а й л л о л о в о 10 м е л о д з ро 11 с о л ь д По горизонтали: 3.Вещество, которое пишет по бумаге черным или серым цветом; 5.Сладкое вещество; 7.Что является объектом изучения химии?; 9.Легкоплавкий металл, часто используется теми, кто имеет дело с паяльниками;
10.Вещество, которое пишет белым цветом по асфальту; 11.Соленое вещество По вертикали: 1.Вещество, светящееся в темноте; 2.Вещество, нужное для приготовления киселя и клейстера; 4.Газ, необходимый для дыхания; 6.Металл, их которого сделаны молоток и гвозди; 8.Вещество, из которого сделана настойка для смазывания ссадин и порезов.
Жюри подводит итоги:
Максимальная оценка – 11 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость
Учитель: Наша викторина подошла к концу, просим жюри огласить результаты конкурсов!
Жюри подводит итоги викторины.
Таблица для жюри:
Конкурс (макс. балл)
Команда « »
Команда « »
1.Представление (5 баллов) 2. Конкурс «Послание алхимиков» (5 баллов) 3. Конкурс болельщиков
(7 баллов)
4. Химическая перестрелка
(6 баллов)
5. Конкурс капитанов (3 балла)
6. Кроссворд (11баллов)
ИТОГ: III. Заключительный этап. Посвящение в юные химики.
Учитель: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам еще предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся! 
Вручение дипломов участникам команд.
Литература:
1. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
2. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.3.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград
4.Аликберова Л. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ-Пресс,1999.
5.Шукайло А.Д. Тематические игры по химии.8 класс. –М.: ТЦ Сфера,2003