мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках математики в классах СКО » Тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления на уроках математики в классах СКО » Тема мастер-класса «Применение технологии


МКОУ Новобирюсинская СОШ








Тема мастер-класса
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики в классах СКО »





Автор: учитель математики
МКОУ Новобирюсинская СОШ
Корень Зинаида Павловна



.




2014г



Тема "Применение технологии критического мышления на уроках математики"
Цель мастер-класса:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся о единицах времени.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать
Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группе
План мастер-класса:
1. Оргмомент
2. Стадия вызова - игра "Верю- не верю"
3. Стадия осмысления - работа с текстом, составление таблицы с вопросами
4. Стадия рефлексии, решение задач
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги . Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе».
Позвольте мне представиться. Меня зовут Корень Зинаида Павловна , я учитель математики МКОУ Новобирюсинской СОШ.
- Почему технология критического мышления?
- Современная система образования в связи переходом на образовательные стандарты второго поколения приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.
- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними найти ответ на поставленный вопрос.
Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.   
(Н.Рыленков )
Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов.
Структура урока в технологии РКМЧП
1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний
2 этап Осмысление .Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы
3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

Представьте: вы - ученики пятого класса, а я ваш учитель.
Предмет нашего разговора на уроке необычен.
Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Тема урока: Время. Единицы времени.
Цели урока:
1.         Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».
2.         Способствовать развитию приёмов умственной деятельности.
3.         Создать условия для формирования: -коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
Педагогическая технология: технология критического мышления.
Ожидаемые результаты:
-          повышение активности учащихся на уроках;
-          улучшение результатов обучения;
-          использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни.

Какие единицы времени вы знаете?
ВЕК, ГОД, МЕСЯЦ, НЕДЕЛЯ, СУТКИ, ЧАС, МИНУТА, СЕКУНДА.
Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 11 декабря, суббота, зима, 2014 год, ХХI век, 11 часов.
Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поиграю с вами в игру "Верю - не верю". Будьте внимательны, громко и дружно отвечайте хором на мои вопросы - если верите мне, то говорите "да", если не верите, то говорите "нет".
Верите ли вы, что в сутках 24 часа?
Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?
Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?
Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз?
Верите ли вы, что 19+23 = 18?
Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей? А почему вы мне не верите?


Работа с текстом и заполнение таблицы с вопросами: v – знали раньше, + - новая информация
Внимание на экран.
Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени?
Текст «Время» для урока математики
Что такое время? Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.
Зачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.
Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.
Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц - из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других из 365 дней.
Как определяют время? Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) PM от лат.  За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом,  момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе 19:14 (в английской системе 7:14 PM).
Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.
Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.
Посмотрите, первое предложение текста отвечает на вопрос: что -что такое время? Вы это знали?
Читаем дальше и узнаем, зачем зачем нужно измерять время? Это тоже все хорошо понимают.
Что сообщается в следующем фрагменте текста? Какие единицы измерения времени существуют? Перечитайте ещё раз внимательно текст и скажите, есть ли здесь новая для вас информация? Что именно? .
Читаем следующий фрагмент. Он отвечает на вопрос: сколько сколько дней в году (обычном и високосном), сколько часов в сутках. Вы это знали раньше? Что-то новое здесь есть? Что именно? Хорошо.
Я нисколько не сомневаюсь, что вы умеете определять время по часам и все-таки прочтите следующий текст об этом. .. А теперь поднимите руку те, кого заинтересовала эта информация. Замечательно.
Какую информацию дает следующий фрагмент? Что здесь объясняется? И почему? . Вы это знали? . Молодцы!
Читаем последний фрагмент и ставим вопрос: где . Верно. А узнать точное время вы можете по эталонным часам Государственной службы времени, которые можно увидеть на сайте главного метрологического центра России. Вы знали это раньше? .
Что?
Что такое время?
v

Зачем?
Зачем нужно знать время?
v

Какие?
Какие существуют единицы времени?
+

Сколько?
Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? Сколько минут в часе? Сколько секунд в часе?
+

Как?
Как человек измеряет время?
+

Почему?
Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время?
+

Где?
Где можно узнать точное время?
+


Посмотрите на таблицу. Знаком плюс отмечены вопросы, по которым ваши знания увеличились. Вы хорошо потрудились, сейчас нужно отдохнуть. Проведем физкультминутку. Попрошу всех встать.
Повторяем за мной движения и слова.
Тик-так, тик-так
Ходят часики вот так
Влево шаг! Вправо шаг!
Тик-так, тик-так.
Часы идут, идут, а с места не сойдут.

Молодцы! А теперь пришло время снова сыграть в игру "Верю - не верю" и сравнить результаты двух игр.
Верите ли вы, что в сутках 24 часа? . Ставим плюс
Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?
Вы сомневались в ответе, давайте проверим. Посмотрите, оказывается 2011 лет это 734 015 дней, что меньше миллиона.
Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени? Ставим плюс
Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз? Согласна
Верите ли вы, что 19+23 = 18? Это равенство верное, если выполнять сложение "на языке" часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов
Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?
Из текста вы узнали, что это возможно, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км. Значит скорость самолета должна быть равна 1000 км/ч. В современных условиях это вполне достижимая скорость.
Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?
Рассмотрим решение следующей задачи:
Какие юбилеи справляли баба Катя и её правнучка Катенька. Когда первой исполнилось 83 года и 4 месяца, а второй 8 лет и 4 месяца?
Оказывается, прабабушка прожила 1000 месяцев, а правнучка 100 месяцев. Круглые даты, значит юбилей. А вы не верили.
Рефлексия
Составление синквейна.
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из 5 строк, в которых автор выражает свое отношение к проблеме. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна 2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово 3 строка – 3 глагола, показывающих действия, понятия. 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию. 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства.
Время Мимолетное, быстротечное Бежит, летит, мчится Упустишь минуту - потеряешь час Промежуток
ЗАКЛЮЧЕИЕ
Данный урок я проводила не в общеобразовательном классе. В классе СКО вида.
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности, основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций.
   На уроке учащиеся с нарушением интеллекта редко задают вопросы, касающиеся учебного материала, его осмысления; испытывают трудности в осознании значимости учебной информации для последующей взрослой жизни, не могут представить ситуации, в которых возможно с успехом применить полезные умения, редко чувствуют необходимость самостоятельного поиска информации даже в явно проблемных обстоятельствах, не умеют адекватно оценить собственные и чужие достижения, поступающие сведения. Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.
    На мой взгляд, данные проблемы учебной деятельности возможно корригировать с помощью специально организованной системы уроков. В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может выступать технология развития критического мышления. 
В качестве результата проведённых уроков можно указать следующее. Во-первых, использование элементов технологии развития критического мышления повысило учебную мотивацию. Это объясняется новой, занимательной формой заданий, увеличением самостоятельности каждого учащегося и в то же время выполнением общей коллективной задачи. Во-вторых, эмоциональный фон урока в значительной мере улучшился. Учащиеся в меньшем объеме испытывали утомление, меньше переживали по поводу неправильных ответов, что способствовало повышению эффективности обучения. В-третьих, данная технология лучше активизировала познавательную деятельность учащихся. Они были вынуждены отвечать и задавать вопросы, чтобы справиться с поставленной задачей.
Следует отметить, что её применение для описываемого контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения   мышления. Не смотря на это, я считаем, что элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Существует очень много интересных математических задач по теме "Время". Я предлагаю вам в качестве домашнего задания самим составить задачи по теме "Школьное время". У школьного времени свои единицы измерения. Для кого-то школьный урок тянется как вечность, для меня наш урок пролетел как мгновение.
Вы - замечательные ученики! Спасибо вам.
Нашу встречу хочу закончить следующими словами :
Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая? А сам думает, если скажет живая, я ее умертвлю, а мертвая - выпущу.
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Давайте всегда помнить, что в наших руках - будущее наших учеников.


15