Проект по внеклассному чтению Путешествие по книжной Галактике


ПРОЕКТ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КНИЖНОЙ ГАЛАКТИКЕ»Мне хотелось бы рассказать вам о том, как мы с ребятами 3-4 классов работали над проектом по внеклассному чтению. Назывался он «Путешествие по книжной Галактике». Этот проект придумала не я. Он создан на основе проекта «Успешное чтение». Это сетевой проект. Он находится в сети «Дневник ру».
Почему мы обратились именно к этому проекту?
В настоящее время интерес к чтению у молодого поколения существенно снизился. В России чтение всегда было любимым занятием образованных людей. Поэтому падение интереса к чтению – это тревожное явление для страны.
Доказано, что читатели , в отличие от нечитателей , имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Внеклассным чтением я занималась всегда. Мы читали, пересказывали эпизоды, вели дневники читателей. Но это стало скучно и чаще формально.
Хотелось, чтобы дети читали, чтобы им было интересно, а не потому,что нужно. Не хотелось никого заставлять. Очень хотелось, чтобы дети познакомились с детской отечественной и зарубежной литературой.
И тогда мне повстречался этот проект, который показался мне интересным.
Цель проекта:
Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
-формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений)
-формирование общеинтеллектуальных способностей учащихся.
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарища.
Материальное оснащение
книги из рекомендованного списка
Этот список находится в рабочей тетради «Портфель читателя»
Экран достижений «Лестница успеха»
Основу проекта составляет мотивирующая модель поощрения.
смайлики для поощрения и призовой фонд
Смайлик – это не плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учет достижений ученика в чтении. Процесс движения вверх по «Лестнице успеха»позволяет поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.(проект длится 7-8 месяцев)
Этапы работы над проектом традиционны. СЛАЙД
Хочу подробнее остановиться на этапе выполнение проекта.
Дети читают книгу. Обычно мы читаем ее месяц-полтора.
Каждую неделю осуществляется контроль в игровой форме. В процессе чтения ребята составляют вопросы по сюжету прочитанного. Вопросы составляются индивидуально. Затем дети объединяются в группы(чаще это группы постоянного состава – по экипажам), отбирают лучшие вопросы, распределяют роли – кто будет задавать, отвечать, отмечать ответы. По этим вопросам проводится игра «Крестики нолики».Команды по очереди задают вопросы. Если соперники отвечают, получают право поставить на игровое поле крестик или нолик. Сначала вопросы были простыми, со временем дети учились задавать вопросы сложнее. По итогам игры награждался экипаж победитель и лучший игрок.
В процессе и после чтения все участники выполняют одно из заданий из «Портфеля читателя» В этой рабочей тетради много интересных заданий, например:
С.9 3класс
На итоговом уроке проводится беседа по содержанию прочитанного. Это вопросы обобщенного характера, которые учат детей думать, говорить, анализировать, высказывать свое мнение. Например:
перечислите персонажей произведения, кот. вам запомнились
чем один отличается от другого
какова главная черта вашего любимого героя?
Если бы вам пришлось играть его на сцене, что бы вы подчеркнули в его характере
Одинаков ли персонаж на протяжении произведения?
Почему персонаж действует так или иначе и т.дОбычно итоговый урок длится 2 или 3 урока. Дети готовят рассказ об авторе, составляют в группе викторины, кроссворды (сами проводят, сами награждают, подводят итоги)
За все работы ребята получают смайлики, поднимаются по лестнице достижений.
Конечно, это большая работа. Учителю родителям нужно обязательно читать произведение. Необходимо распространять информацию, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей, создавать и поддерживать положительный настрой класса. Но детям это нравится. Этот проект как и метод проектов в целом, положительно влияет на развитие интеллектуальных, познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Мне хотелось бы вас ознакомить еще с проектами, которые предлагает всероссийский проект «Успешное чтение».
Проект «Read & art».
Конкурс рисунков и фотографий на тему чтения. Это способ творческой самореализации школьников, педагогов, родителей, способных увидеть и запечатлеть художественный образ чтения.
Проект «Книга на сцене»
Фестиваль школьных творческих коллективов, готовых представить воплощение темы чтения в различных сценических жанрах (песня, танец, пантомима, музыкальные номера, инсценировки, литературные композиции, художественное чтение и т.д.)
Проект «Книга на уроке»
Суть идеи в подготовке и проведении серии уроков по разным предметам на материале одной выбранной книги. Проект ориентирован на активное использование межпредметной интеграции и привлечении детей к вдумчивому чтению лучших образцов детской литературы.
Проектная деятельность, как средство повышения познавательной активности младших школьников.
(проект «Путешествие по книжной Галактике»)
Учитель Гладилина Т.А.