Пояснительная записка к рабочей программе по географии 5 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение,2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (М.: Дрофа, 2012).
Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Цели обучения
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
Знакомство с географической картой;
Пробуждение интереса к естественным наукам;
Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
- знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание программы
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности;
объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Технологии.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля.
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа.
Тематическое планирование
№ п/п Название раздела Количество часов
1 Что изучает география? 5
2 Как люди открывали Землю 5
3 Земля во Вселенной 9
4 Виды изображений поверхности Земли 4
5 Природа Земли 11
Итого 34
Формы контроля учебного материала в 5-х классах
Форма контроля 1 триместр 2 триместр 3 триместр
Практическая работа 2 2 Тест 2 1 2
Пояснение гимназического компонента
Для более углубленного изучения предмета «География. Начальный курс» в содержание программы включены следующие компоненты:
У – 4 – Творческий практикум «Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)»
У – 7 - Практическая работа «Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба».
У – 17 – Урок – практикум «Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года».
У – 22 - Составление чайнворда. Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?
У – 29 – Сочинение «Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта».
У – 31 – Творческий практикум «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности».
Таким образом, углубление общеобразовательного курса осуществляется за счет:
освоения знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  овладения  начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
   развития  интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  воспитания положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  применения полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
подготовки кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Описание учебно-методического и материально – технического
обеспечения образовательного процесса
1. Программа по географии 5 – 9 кл./И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.
Сиротин - М.: Дрофа, 2012. – 275 с.
2. Учебник. И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин / под ред. Дронова В.П.
География. 5 класс.
3. Рабочая тетрадь Н.И.Сонин, С.В. Курчина к учебнику И.И. Бариновой, А.А.
Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». М.: Дрофа, 2013.
4. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012.
5. Контурные карты. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012.
6. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение на www.drofa.ru
7. Ресурсы, основанные на применении ИКТ
ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
сетевые ресурсы (Гугл):
карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
Google планета Земля http://earth.google.com/
блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
сервис You Tube (видеоролики для уроков)
среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для
сетевого взаимодействия различных уровней
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Оборудование:
Географические карты. Таблицы.
1. Великие географические открытия 1. Классификация горных пород
2. Карта звёздного неба 2. Вулканизм и землетрясения
3. Зоогеографическая карта мира 3. Центры происхождения важных
4. Природные зоны мира культурных растений 4. Человеческие расы
5. Почвенная карта мира
6. Мировой океан
7. Физическая карта полушарий
8. Физическая карта мира
9. Политическая карта мира
10. Российская Федерация
11. Физическая карта России
Муляжи вулкана, гор, реки, глобус.
Коллекции горных пород.
Перечень электронных пособий
1. Комплект демонстрационных материалов по курсу географии – 5 CD
- Земля во Вселенной
- План и карта
- Литосфера
- Гидросфера
- Географическое положение России
2. Мультимедийные средства обучения – 8 CD
- Атлас Земли
- Библиотека электронных наглядных пособий 6 – 10 класс
- Россия
3. Интерактивная модель Солнечной системы
4. Комплект видеофильмов – 5 DVD
5. Комплект интерактивных карт по географии – 41 CD
Литература, использованная при подготовке программы
1.ФГОС ООО 2010 года
2. Программа по географии 5 кл./ И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. – М. Дрофа
3. Интернет-ресурсы
Литература, рекомендованная для учащихся
1.Учебник. Баринова И.И., , А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. География. 5 класс. – М. Дрофа,
2012 г. – 140 с.
2. Рабочая тетрадь
3. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012.
4. Контурные карты по географии. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература
1. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. – М.: Аст-Пресс, 2001.
2. Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии. – М.: Просвещение, 1980.
3. Энциклопедия для детей. Астрономия – М.: Аванта+, 2000.
4. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+, 2000.
5. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. - М.: Аванта+, 2002.
6. Энциклопедия для детей: т. 3. География/ Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта, 1994.
7. Интернет - ресурсы