Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. ПНШ. Чуракова Н.А.


Литературное чтение 4 класс.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения
Ученик научится:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Ученик научится:
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Ученик в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства, могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Ученик в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения.
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Ученик 4 класса в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
В области познавательных общих учебных действий
Ученик научится:
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Ученик научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий.
Ученик научится:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Ученик получит возможность научится:
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
2. Содержание учебного предмета
4 класс (102 ч).
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.
Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование).
Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Народная и авторская сказка.
Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Рассказ.
Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
сложность характера героя и развитие его во времени;
драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
формирование первичных представлений о художественной правде как
о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
выразительность художественного языка.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
способности критично относиться к результатам собственного творчества;
способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Формирование библиографической культуры.
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений, и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
участие воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
3. Тематическое планирование
№ п/п Тема раздела, урока Количество часов
1 1. Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами. 1
2 2. Древнегреческое сказание «Персей».
Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца. 1
3 3. Знакомство с понятием «Тотем» Особенности героя волшебной сказки. 1
4 4. Представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад». 1
5 5. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. 1
6 6. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Чтение по ролям или по цепочке. 1
7 7. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Особенности сюжета. 1
8 8. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». 1
9 9. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». 1
10 10. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Особенности сюжета. 1
11 11. Русская народная сказка «Гуси – Лебеди» или «Морозко». 1
12 12. Обобщение по теме: «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире». 1
13 1. Былина как эпический жанр. 1
14 2. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь». 1
15 3. Илья Муромец и Святогор.Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь». 1
16 4. Былина «Садко».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости». 1
17 5. Особенности авторской сказки.Г.-Х. Андерсен «Русалочка». 1
18 6. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». 1
19 7. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Анализ поступков героев. 1
20 8. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Составление плана сказки. 1
21 9. Авторские сказки. Г.-Х. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик». 1
22 10. Обобщение по теме: «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре». 1
23 1. Природа, увиденная глазами поэта и художника.В. Жуковский «Славянка».Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель». 1
24 2. Природа, увиденная глазами поэта и художника. В. Жуковский «Весеннее чувство». 1
25 3. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники». 1
26 4. Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина». 1
27 5. Пейзажная лирика. Николай Заболоцкий «Оттепель». 1
28 6. Поэзия как особое переживание мира. Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…». 1
29 7. Поэзия как особое переживание мира. Иван Бунин «Детство». 1
30 8. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Владимир Набоков «Обида». 1
31 9. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Владимир Набоков «Обида». 1
32 10. Поход в «Музейный дом». Репродукция картины Э. Шанкс «Наем гувернантки». 1
33 11. Поэтическое восприятие мира. Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...». 1
34 12. Своеобразие изображения природы писателями и художниками.Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел». 1
35 13. Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе». 1
36 14. Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе». 1
37 15Репродукции картинГ. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями».Обобщение по теме: «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека». 1
38 1. Леонид Андреев «Петька на даче». Драматизм рассказа. 1
39 2. Леонид Андреев «Петька на даче».Репродукции картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы». 1
40 3. Репродукции картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы». 1
41 4. Антон Чехов «Ванька».Два мира Ваньки Жукова. 1
42 5. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова-Бель-ского «Визитеры», «Дети за пианино». 1
43 6. Сравнительные характеристики героев, Антон Чехов «Мальчики». 1
44 7. Драматизм рассказа. Антон Чехов «Мальчики». 1
45 8. Человек в мире культуры, его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. 1
46 9. Авторская сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или
подземные жители».Обобщение по теме: «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас». 1
47 1. Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Проверка темпа и осознанности чтения. 1
48 2. Людмила Улицкая «Бумажная победа». 1
49 3. Людмила Улицкая «Бумажная победа».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины З. Серебряковой «Катя с натюрмортом». 1
50 4. Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» 1
51 5. Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» 1
52 6. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле». 1
53 7. Владимир Соколов «О, умножение листвы на золотеющих дорожках!»
Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок). 1
54 8. Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши». 1
55 9. Обобщение по теме: «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА». 1
56 1. СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 1
57 2. СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа. 1
58 3. СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки. 1
59 4. СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Герой сказочной повести. 1
60 5. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1
61 6. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1
62 7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1
63 8. Константин Паустовский «Теплый хлеб». 1
64 9.Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской».Обобщение по теме: «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения». 1
65 1. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». 1
66 2. Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель. 1
67 3. Мария Вайсман «Шмыгимышь». 1
68 4. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала. 1
69 5. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». 1
70 6. В. Хлебников «Кузнечик». А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…». 1
71 7. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой». 1
72 8. А. Кушнер «Сирень».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень». 1
73 9. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». 1
74 10. Тайны поэзии в мастерстве Афанасий Фета. «Это утро, радость эта…»
Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…». 1
75 11. Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…». 1
76 12. М. Лермонтов «Парус»; Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал». 1
77 13.Особенности рифмовки в стихотворении Самуила Маршака «Как поработала зима!». 1
78 14. А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Обобщение по теме: «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда». 1
79 15. Проверка метапредметных результатов. 1
80 1. Алексей Пантелеев «Главный инженер». 1
81 2. Алексей Пантелеев «Главный инженер». Деление на части текста. 1
82 3. Алексей Пантелеев «Главный инженер». Составление плана. 1
83 4. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «ОкраинаМосквы». 1
84 5. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника». 1
85 6. Анна Ахматова «Памяти друга». 1
86 7. Н. Рыленков«К Родине». 1
87 8. Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». 1
88 9. Дмитрий Кедрин«Все мне мерещится поле с гречихою…». 1
89 10. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер». 1
90 11. Древнегреческий гимн природе. 1
91 12. Государственный гимн Российской Федерации 1
92 13. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». 1
93 14. Плиний Младший «Письмо Тациту». 1
94 15. А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…» 1
95 16. Человек в мире культуры. Его прошлое и, настоящее и будущее. Олимпиада. 1
96 17. Комплексная работа. 1
97 18.Человек в мире культуры. Сравнение отрывков из стихотворных произведений. Олимпиада. 1
98 19. Человек в мире культуры. Мифология. Олимпиада. 1
99 20. Работа с текстом «Плясунья». 1
100 21. Проверка темпа и осознанности чтения. 1
101 22.Обобщение по теме: «Человек в мире культуры» 1
102 23. Обобщение по теме: «Его прошлое, настоящее и будущее». 1