Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс. ПНШ


Технологическая карта урока по русскому языку
Фамилия, имя, отчество: Церковная Дарья Сергеевна
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Федоровка»
Должность: учитель начальных классов
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 2
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме
Цель урока: создать условия для формирования умения выделять корни с чередованием согласных в группе однокоренных слов
Задачи:
1. познакомить детей с чередованием согласных в корне слова;
2. развивать устную и письменную речь, содействовать обогащению словарного запаса;
3. воспитываем ответственность за результаты учебного труда, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Оборудование: учебник «Русский язык» I часть автор Н.А Чуракова, учебник «Русский язык» 2 часть, автор Н.А Чуракова, Тетрадь для самостоятельной работы №1. 2 класс, автор Байкова Т.А., карточки-задания
Тип урока: открытие нового
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся УУД,  формирующиеся на данном этапе
1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  На доску выведена таблица с условными обозначениями учебника «Русский язык»
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?
- А вы к какому уроку приготовились?   
- Да. Вы приготовились к уроку русского языка.
- Тоже к уроку русского языка. Личностные:  действие самоопределения.
 
Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- У вас на столах лежат карточки с заданием. Выполните его, пожалуйста.
 Две    пары учеников работают у доски  по карточкам.
Задание :
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово: удав, волна
Образуй родственное слово-название признака от слова снег, река. Выдели в словах корни.
 
     Проверка работы:
- Все справились с заданием?
- С какой проблемой вы столкнулись?
   Записывают число, классная работа.
 
 
Пары выполняют работу по карточкам.Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных.
 
 
 
 
 
 - С первым заданием справились легко.
- Со вторым заданием справились не все.
 
Выявляют проблему.
- В родственных словах – названиях признака в корне другая буква.
  Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения
 в них существенных признаков.
3.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ -Откройте правило на стр. 91 учебника. Прочитайте.
- А в наших словах буквы разные. Что же делать?
.
- Определим, какой у нас будет урок?
- Объясните, почему?
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.

- Как мы можем проверить наше предположение?
- Сформулируйте цель урока.
 
  - Корень – это общая часть родственных слов, которая общая по смыслу и, обычно, по написанию.
 - Узнать, почему такое может быть в русском языке. 
- Урок открытия новых знаний.
- Мы не знаем почему так бывает, поэтому для нас это будет новое знание.
Высказывают предположения
- Разные согласные в корне слова (затрудняются ответить)
 
  - Прочитать в учебнике.
 
Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме.
- Научиться определять чередование
звуков в корнях слов. Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ - Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь?
 
ФИЗМИНУТКА
Двигательная
    - Учебник.
Составляют план урока:
- прочитать правило в учебнике, которое принесла нам летучая мышь;
- будем выполнять упражнения из учебника;
- выполнять задания в парах; Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Работа по учебнику стр. 139
Выполнение требований.
- Подбери родственные слова – названия признаков к словам – названиям предметов: рука, река, молоко.
- Какие слова мы называем словами – названиями предметов?
 
- Какие слова  мы называем словами – названиями признаков?
 
Работа в парах. Запись в тетрадь.
- Миша подобрал такие слова:
рука – ручной
река – речной
  молоко – молочный
 
- Вы согласны с Мишей?
- Посмотри, как Миша выделил корни!
- Ты видишь, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назови их!
- Маша сказала, что в каждой паре слов чередуются звуки. Ты не возражаешь?
- Как будет называться такое чередование звуков?
- Почему это чередование будет так называться?  
 
 
 
 
- Слова – названия предметов отвечают на вопрос кто? Или что?
- Слова – названия признаков отвечают на вопрос, какой?, какая?, какие?
Подбирают родственные слова
 
 
 
 Высказывают своё мнение
- Чередуются звуки К - ч
  Делают самостоятельные выводы
- Нет, мы согласны.
  - Чередование звуков в корнях слов
 - Обозначается разными буквами. Познавательные:  использование различных
способов поиска, сбора, обработки, анализа,
 передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными  и
познавательными задачами
Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Работа с текстом учебника
стр. 140
Запись слов в тетрадь с комментированием: 
 
ФИЗМИНУТКА
Для глаз
  Проверяют самостоятельные выводы по тексту учебника Познавательные:
Общеучебные:  умение структурировать  знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
7. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ 1. Работа с Обратным  словарём
- Среди слов с основой на – Х найди такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпиши эти слова парами. Буквы чередующихся согласных в корне  слова подчеркни.
  Работа в парах. Взаимопроверка по шаблону.
стих – стишок
слух – слушок
  Самостоятельно работают с обратным словарём, подбирают слова
 
 
 
 
 
 
  Проверяют работу соседа по шаблону Коммуникативные – умение излагать свое мнение
 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента)
9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Какая проблема у нас возникла в начале урока?
- Какие знания открыли?
- А достигли ли вы поставленной цели,  мы проверим, выполнив небольшое задание.
Задание:
Зачеркни только те пары слов, которые относятся к чередованию звуков, которые видно на письме.
 
Рука-ручная
Река-речной
Вода-водный
Молоко – молочный
Лев –львы
Смех – смешной
 
Взаимопроверка
 
-  Молодцы! -  Не смогли выделить корень слова.
 Научились определять чередование согласны звуков в корне слова, которое видно на письме.
 
Выполняют задание 
 
 
Выполняют взаимопроверку Личностные : осознание своих возможности
в учении, способность адекватно судить
о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Рекомендации к выполнению домашнего задания Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр. 47 упр.57 Записывают домашнее задание