Технологическая карта урока по русскому языку на тему Склонение имен существительных (3 класс) УМК ПНШ


Учитель Гилина Людмила Васильевна
Предмет Русский язык
Класс 3
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема Склонение имен существительных.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цель урока Формирование понятий «склонение».
Задачи Узнать какие бывают склонения;
Учить определять склонение имен существительных по алгоритму;
Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Подготовиться к словарному диктанту;
Воспитывать интерес к предмету.
Формируемые универсальные учебные действия Развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения.
Развивать умение составлять алгоритм учебных действий.
Развивать умение договариваться при работе в малых группах, учиться аргументировано отстаивать свою точку зрения и уметь выслушать и принять мнения других участников группы.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты Осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения.
Составление алгоритма определения склонения имен существительных.
Развитие умения работать по алгоритму.
Средства обучения Для учителя:
ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация.
Для учеников:
Учебник «Русский язык» 1 часть авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, карточки, рабочие листы с заданием, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, учебник «Русский язык» 2 часть авторы: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская: орфографический словарь, толковый словарь.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД Технологические приемы, методы и средства обучения.
Орг. момент. Мотивация к деятельности.
Приветствует детей, создает положительный настрой на работу. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Регулятивные:
Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места.
Коммуникативные:
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Фронтальная работа.
Актуализация знаний.
Словарная работа с последующим формулированием темы  урока Учитель предлагает выполнить задание на листочках .
- Рассмотрите слайд на экране. (слайд 1) Доска.
- На доске слова, первый вопрос:
- Какое задание можно выполнить по этому слайду.
- У вас есть рабочие листы, на которых вы работаете. Проверьте правильность выполнения.
(один ученик работает у электронной доски с последующей самооценкой).
Проверьте себя и оцените.
- Закрасьте весь кружок карандашом, если задание выполнено верно, если допустили 1 ошибку то половину кружка.
- Что объединяет все эти слова?
- Как вы думаете, с какой целью я выбрала эти слова?
- С помощью этих слов я зашифровала тему сегодняшнего урока. (по первым буквам)
- У меня вопрос:
- Вам понятно слово склонение?
-Когда возникает такой вопрос, где можно найти ответ?
- Я предлагаю посмотреть ответ в толковом словаре русского языка Ожегова.
- Где еще можно найти ответ? - Вставить пропущенные буквы.
Дети выполняют работу, сверяют с образцом на доске.
- Это существительные. Это словарные слова.
- Запомнить их написание, подготовиться  к словарному диктанту.
- Склонение.
- Что такое склонение?
- В толковом словаре, 2 части учебника. (ответа нет).
Читают толкование
в словаре.
- В тексте учебника.
Регулятивные:
Формулирование учебной задачи.
Самооценка.
Познавательные:
Анализ объектов. Индивидуальная работа.
Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока
Откройте учебник и прочитайте название новой темы.
- Какие вопросы возникли?
Сформулируйте цели и задачи урока. Слайд 2 - Узнать, что такое склонение?
- Узнать, какие бывают склонения.
- Научиться определять склонение у существительных. Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
Умение аргументировать свое мнение. Фронтальная работа
Открытие новых знаний. Поиск решения.
- Ответ на первый вопрос найдите самостоятельно в учебнике. Что такое склонение?
- Мы умеем изменять слова по падежам?
- Ни у кого не возникло вопроса, а какие существительные относятся к какому склонению?
Для того чтобы ответить на вопрос
- Предлагаю вам поработать в малых группах и понаблюдать за изменением имен существительных.
Слайд 3
Наблюдение над словоизменением имен существительных.
- Каждая группа получает рабочий лист с заданием: просклонять слова и выделить окончание. Спрашивает род каждого слова.
- Вы сейчас будете работать учеными-исследователями. Вы в малых группах провели работу, просклоняли слова, изменили их по падежам, занесли результаты на доску.
Кто будет самый внимательный, кто догадается, какие в похожем роде есть одинаковые окончания. На какие группы можно объединить сущест. Обратите внимание на Им. п.
- Сравните полученные данные.
- Можно ли объединить в группы существительные с одинаковыми падежными окончаниями? Сколько групп получилось? Слайд 4
Вы только что, как младшие научные сотрудники попробовали самостоятельно вывести правило.
Какие существительные относятся к 1 скл., ко 2 скл., к 3 скл.
- Можете обобщить свои знания?
Сравните свои выводы с выводами в учебнике с 118
- Что говориться о 1 скл. в правиле?
о 2 скл. о 3 скл.
Итак: Слайд 5
Ответили на вопрос: какие бывают склонения?
Запишите в тетради полученную информацию. Читают первую часть правила: склонение – это изменение имен существительных по падежам и числам.
Ученики работают в малых группах, изменяют по падежам слова и выделяют окончания.
1 группа – страна земля
2 группа – Петя
Миша
3 группа – окно
поле
4 группа – степь
пень
По одному человеку от группы на доску заносят падежные окончания.
Ученики анализируют, сравнивают, устанавливают закономерность и самостоятельно делают вывод:
Окончания совпадают у существительных
1.женского и мужского рода с окончанием –а, -я;
2.среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием;
3.в женском роде с нулевым окончанием не совпадают с другими окончаниями.
Дети читают правило
Ученики заносят полученную информацию в рабочую тетрадь. Регулятивные:
Принятие учебной задачи.
Самооценка.
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации.
Коммуникативные:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Подводящий диалог.
Работа в малых группах.
Физ. минутка - Что нужно хорошо знать, чтобы определить склонение существительного?
Чтобы не ошибиться в определении склонения, нужно хорошо уметь определять род имен существительных.
- Я называю слова, если они женского рода –  хлопают девочки, если мужского – мальчики, а если среднего – все приседают.
(Шайба, дом, сосулька, ежик, окно, стекло, песня, зеркало, звезда, машина, экскаватор, коньки). Это слово которое мы не можем определить склонение. Это тема следующих уроков Род
Выполняют задание. Регулятивные:
Принятие учебной задачи.
Коммуникативные:
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Игровая деятельность.
Первичное закрепление. - Мы определили, какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому и 3-ему склонению.
- Какая еще задача стоит на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
- Для этого нужно составить алгоритм:
Составьте алгоритм.
Слайд 6
- Пользуясь данным алгоритмом, выполните задание (Слайд 7)
- Сформулируйте задание.
(По окончании работы ученик выходит к доске и работает у доски). Проверка по эталону. Слайд 8.
Проверьте себя и оцените. Если задание выполнено верно, закрасьте кружок полностью, кто допустил ошибки – закрасьте наполовину.
Научиться определять склонение сущ.
Ученики составляют алгоритм:
а) поставить существительное в начальную форму;
б) определить род;
в) выделить окончание;
г) по роду и окончанию определить склонение.
- Распределить слова в три столбика по склонениям.
Ученики выполняют задание с последующей самооценкой. Регулятивные:
Принятие учебной задачи.
Самооценка.
Познавательные:
Самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Коммуникативные:
Построение речевого высказывания. .
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа. - Усложняю задание: запишите в рабочей тетради по 2 существительных каждого склонения из обратного словаря. На - а на – шка, на – ь, на – я, на – е, на - о - Ученики работают самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Регулятивные:
Принятие учебной задачи.
Познавательные:
Самостоятельная работа по алгоритму. Контроль знаний.
Работа по плану.
Итог урока. Рефлексия. Проводит обобщающую беседу по уроку.
Просит детей оценить свою деятельность на уроке.
- У кого 2 закрашенных кружка полностью оценка 5
- У кого 1 закрашенный и половина –оценка 4
Создает положительный настрой на дальнейшую работу.
- Какова тема урока?
- Удалось ли достичь поставленные цели и задачи?
- Как вы считаете, освоена ли вами данная тема:
а) да, я все понял и умею применить (зеленый)
б)я понял, но допускаю ошибки в применении (желтый)
в) я понял, но нужно еще потренироваться (синий)
г) тему я не понял, мне нужна помощь (красный)
- Где можно применить в жизни полученные знания? В диалоге с учителем подводят итоги урока. Проводят анализ своей деятельности в течение урока и самооценку.
- Склонение имен существительных.
- Узнать, что такое склонение.
- Узнать, какие бывают склонения.
- Научиться определять склонение у существительных.
- Все задачи выполнены.
Ученики выполняют задание, проводят самооценку.
Регулятивные:
Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности
Выделение и осознание того, что усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
Построение речевого высказывания.
Личностные:
Способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, старанием. Рефлексия.
Самооценка.
Домашнее задание Упр. 109, правило стр.118
Тетр 1, упр 81