Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в химики восьмиклассников»

МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»












«Посвящение в химики»


внеклассное мероприятие
для учащихся 8-х классов










Разработала и провела:
Арсеньева Е.Н.
учитель химии













п.Новогуровский
2013 год




«Посвящение в химики» (для учащихся 8-х классов)
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Вещества: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход и содержание мероприятия:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все - от песчинок малых - до планет
Из элементов состоит единых.

2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение восьмиклассников в химики».

1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам (в жюри взять 3-5 старшеклассников).

1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-ых классов).
Представляют команду каждого класса.
В команду от каждого класса приглашаются по семь учащихся. Команда имеет название, желательно связанное с химией. Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале.

2 ведущий: Итак, мы начинаем

I. Конкурс-разминка.
Ведут двое старшеклассников.
1. Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?
Дайте название веществам, о которых идет речь. Ведущие по очереди читают двустишья. Ответ дает команда первой поднявшая флажок.
а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).
б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).

в) NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

2. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).

б) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).

в) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).

г) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).

д) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).

е) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).

Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.

II. Конкурс знатоков химического оборудования.
Ведут двое старшеклассников.
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком?
Командам предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется командам. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает орден Химического умника.
Примерный набор посуды и оборудования:
Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком.
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.

III. Правила техники безопасности
Ведут двое старшеклассников.
В гильдию химиков будет принят только тот, кто знает правила безопасного поведения в кабинете химии. Мы сейчас проведем экспресс-экзамен на знание правил техники безопасности.

I тур. - теоретический.
Демонстрируются слайды презентации по технике безопасности. Команды в порядке очередности рассказывают о назначении данного знака. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает орден Химического умника.

II тур – практический.
Командам предлагается правильно выполнить следующие действия:
а). Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
б). Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
в) Перелить жидкость в узкогорлую склянку. Объяснить все свои действия.
Жюри подводит итог.

IV. Химическая грамотность
Ведут двое старшеклассников.
Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотен. В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком.

I тур - каждой команде предлагается по два уравнения, в которых необходимо расставить коэффициенты.
Например:
а) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl
б) P2O5 + H2O = H3PO4
Все задания через проектор выводим на экран.

II тур – запишите уравнения к предложенным схемам. Каждой команде предлагается по две схемы.
Например:
а) гидроксид натрия + серная кислота
б) хлорид натрия + нитрат серебра
Все задания через проектор выводим на экран.
Жюри подводит итог.

Подведение итогов. Правильные ответы показываем на экране.

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты:

«Волшебные цветы».
Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.
«Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.
«Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.
2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В заключение вечера всем учащимся вручают памятные удостоверения «Юный химик». Их изготавливают старшеклассники на каждого участника праздника.
Этот же праздник можно провести в одном классе, разделив учащихся по рядам.
Литература.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к
учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» - Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 8» М.: Дрофа, 2006-2008.
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. - М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.
6.Бульбас Н.А. Посвящение в химики. «Химия в школе» №6, 2010
7.Шукайло А.Д. Тематические игры по химии (Методическое пособие для учителя). М., Творческий центр «Сфера», 2004
15