Методическая разработка внеклассного мероприятия Посвящение в химики


Посвящение гимназистов в химики
Открытый урок в 8-х классах. Перед изучением химии учащимся будет интересно узнать, что изучает химия, чем занимаются на уроках химии. Урок проводят старшеклассники (четыре ученика-химика). Перед началом посвящения кабинет химии оформляют стенгазетами, макетами, химической посудой. Демонстрируются занимательные опыты с комментариями, что способствует появлению интереса к химии, повышает мотивацию к изучению предмета.
Цель. В игровой форме дать ребятам представление о науке химии, о химических превращениях, о значении химии в жизни человека.
Воспитательные задачи. Вызвать у ребят положительные эмоции и мотивацию к изучению предмета
Развивающие задачи. Подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, что химия одна из ведущих и значащих для современного человека наук, тесно связанная с другими науками (физикой, биологией, математикой, географией и проч.), обогатить кругозор.
Технология: игровая
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, сегодня вы совершите путешествие в самую загадочную и удивительную страну под названием «Химия». Вы сделаете свои первые шаги вместе с учениками, которые уже познали многие секреты химической науки. Экскурсию проведут ученики 9 -11 классов (представляет учащихся).
Ученики хотят встать за демонстрационный стол, но вскрикивают и останавливаются, удивленно смотрят вниз
1-й ХИМИК. Ты кто?
Голос из - под стола. А вы кто?
2-й ХИМИК. Мы совершаем путешествие по стране химии. Пойдем с нами.
Из-под стола появляется ученик в костюме первобытного человека, рассматривает кабинет, ребят.
Первобытный человек. Что – то у вас здесь прохладно, получу- ка я огонь, согреемся. Берет два камня и пытается высечь искры. Ничего не получается.
3-й ХИМИК. Да долго тебе придется трудиться, а вот мы научились получать огонь мгновенно.
Демонстрационный
опыт  «Зажигание костра без спичек или самовозгорание костра»
Подготовительная часть (перед уроком). В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия. Аккуратно смочить кристаллы конц. серной кислотой. Чашку поместить на металлический поддон и с боков рыхло засыпать деревянной стружкой, не допуская ее попадания на дно чашки.
Основная часть (на уроке). Незаметно смочить кусочек ваты в спирте, капнуть несколько капель на дно фарфоровой чашки. Смесь на дне чашки вспыхивает, а далее возгорается деревянная стружка (можно взять стеклянную палочку, обмакнуть в спирт и капнуть)
Ученик в костюме первобытного человека пугается, удивляется. Подносит руки и чувствует тепло. Греет руки.
Первобытный человек. Раскройте мне ваш секрет получения огня.
1-й ХИМИК Мы оставим тебе таинственную запись реакции получения огня.
Демонстрационный опыт 
На листе бумаги заранее пишется уравнение реакции спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизатор наливают раствор щелочи (или карбоната натрия) или ватный тампон смачивают этими веществами. Брызгают или протирают бумагу этими растворами, появляются в малиновом цвете уравнение реакции.
3Н2SO4 (конц.) + 2KMnO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5[O] + 3H2O.
2-й ХИМИК. Первобытные люди даже не догадывались, какие чудеса творит химия.
Химики подходят к стене, на которой висит картина с изображением алхимиков в лаборатории (или можно поставить сценку с алхимиками).
3-й ХИМИК. В средние века жили люди, которые много работали в лабораториях над получением и изучением разных веществ. Это были алхимики.
1-й ХИМИК. Алхимики пытались найти особое вещество, чтобы превратить металлы в золото. Это вещество называли философским камнем (панацеей, жизненным эликсиром). Цари и короли держали их при своих дворах.

2-й ХИМИК. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
3-й ХИМИК. Алхимики так и не смогли получить золото из неблагородных металлов, а мы сейчас золото получим из обыкновенной воды. Не верите? Смотрите.
Демонстрационный опыт. Превращение воды в золото
1 стакан с раствором иодида калия KI
2 cтакан с раствором ацетата свинца Pb(CH3COO)2
Оба раствора выливают в 3 стакан. Выпадает осадок ярко – желтого цвета
или
Демонстрационный опыт «Золотой нож»
Обычный нож начистить наждачной бумагой до блеска и опустить в конц раствор медного купороса. Через несколько минут нож покраснеет.
1-й ХИМИК. Интересно? Все секреты вы раскроете при изучении химии
2-й ХИМИК Химия относится к естественным наукам и имеет дело, прежде всего с веществами, их свойствами, превращениями веществ, процессами, которые сопровождают эти превращения.
3-й ХИМИК Все, что нас окружает – это заслуга химии: лекарства, удобрения, строительные материалы, ткани, краски, продукты питания, средства гигиены…Одним словом, химия нас кормит и одевает. О химии говорят очень много хорошего и не очень, когда мы хотим выразить свое отрицательное отношение качеству какого – либо продукта, мы произносим: «Сплошная химия».
1-й ХИМИК. Ну, конечно, без сомненья,Надо химию учить,Без познанья всех явленийНевозможно нынче жить.
2-й ХИМИК.
Надо лучше успеватьНам, друзья, в учении, И не следует вздыхать,Что химия – мучение!
3-й ХИМИК.
Если б химии не знали,Топали б пешком всегда:Без горючего автобус -Не поедет никогда!
1-й ХИМИК.
Чтобы мы росли нормально,Крепкими и сильными,Витамины выпускаетТоже наша химия!
2-й ХИМИК.
Чтоб растения росли,Вещества изобрели.Хорошо бы нам такие –Быстро б выросли большие.
3-й ХИМИК.
Широко вошли к нам в бытРазные пластмассы.За короткий очень срокИх признали массы!
1-й ХИМИК.
Полимер пусть для волос, Стимулирующий рост,Поскорей изобретут,Тогда косы вырастут.
2-й ХИМИК. Сейчас мы постараемся доказать вам ребята химию во всем многообразии.
Итак, химия создает краски, фейерверки
Демонстрационный опыт «Хамелеон»
В стакан налить раствор хромата калия, подкислив его несколькими каплями серной кислоты. Помешивая оранжевый раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.
Демонстрационный опыт «Огненная метель»
В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложку для сжигания веществ поместить оксид хрома(III), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется сноп искр.
1-й ХИМИК.
Ученые – химики создали много лекарств, которые помогают победить многие болезни человека, животных и растений.
2-й ХИМИК. Даже домашняя аптечка состоит из веществ химической науки и промышленности.
3-й ХИМИК. А я сейчас проведу уникальную операцию. Есть желающие?
Выходит ученик из числа зрителей.
Комментарии: кожу руки дезинфицирую раствором йода (на самом деле, обильно смачивает раствором хлорида железа(III)),нож обрабатываю спиртом (на самом деле бесцветным раствором роданида калия). Ножом проводим по коже руки, появляется кроваво – красное окрашивание, похожее на кровь. Затем ваткой убираем.

Оперируем без боли,
Правда будет много крови
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь пациент!
Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку -
От пореза ни следа.
4-й ХИМИК. Под музыку проводится опыт.(4-у стаканчика, фарфоровый большой стакан, реактивы)
Четыре стаканчика:
1этап. (растворы налиты заранее)
1-немного раствора фенолфталеина,
2 – немного раствора NaOH,
3 – пустой,
4 - немного раствора H2SO4
2этап. Учащимся показать 3-ий стаканчик перевернутым (учащиеся думают, что все стаканчики пустые).
Учащимся показывают пустой фарфоровый большой стакан, затем наполняют его водой из-под крана и разливают в четыре стаканчика.
3этап. Содержимое стаканов 1,2,3сливают в фарфоровый стакан и из него вновь выливают в стаканы 1,2,3 (при сливании растворов в фарфоровом стаканчике происходит реакция между фенолфталеином и NaOH: малиновое окрашивание).
4этап. Содержимое стаканов 1,2,3,4 сливают в фарфоровый стакан и из него вновь выливают в стаканы 1,2,3,4 (при сливании растворов в фарфоровом стаканчике происходит реакция нейтрализации и окраска обесцвечивается).
4-й ХИМИК. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней.1-й ХИМИК. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей.2-й ХИМИК. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.3-й ХИМИК. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает.4-й ХИМИК. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Демонстрационный опыт«6 стаканов»
В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот раствор переливают в третий стакан, где находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II) калия. Появляется голубая окраска вследствие образования берлинской лазури. Переливают голубой раствор в четвертый стакан, куда помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом во всем объеме возникает бурое окрашивание, обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5 каплями раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску. Эту жидкость переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6 капель концентрированной соляной кислоты. В результате нейтрализации щелочи кислотой фенолфталеин теряет окраску, но вновь проявляется голубая окраска берлинской лазури.
Демонстрационный опыт«Вулкан»
Разложение дихромата аммония, к которому можно добавить порошок магния. При этом порошок (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом в фарфоровую чашку и поджигают горящей лучинкой.
1-й ХИМИК. Оказывается, все может гореть, но не все способно сгорать.
Демонстрационный опыт«Несгораемый платок»
Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхивает, но платок не сгорает.
2-й ХИМИК. Помните, еще Прометей пострадал за то, что принес людям огонь. Там, где огонь, всегда много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.
Демонстрационный опыт«Дым без огня»
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
3-й ХИМИК. Да, мы, химики, настоящие волшебники. Может быть, кто-то из вас посвятит химии всю свою жизнь. А может, кто-то будет крупным ученым и придумает лекарство, которое будет действительно называться «эликсиром жизни», и тогда он сможет запросто лечить людей. Мы сейчас можем вам показать, как нужно оперировать совсем без боли.
4-й ХИМИК. Ну и напоследок мы хотим удивить вас вот чем. Наблюдайте.
1-й ХИМИК. Вот и закончилось ваше путешествие. Вы все справились с трудностями и совсем не испугались. Вы доказали, что можете стать химиками. А поэтому мне выпала честь посвятить вас в химики.
Каждому ученику выдают эмблему и поздравляют его.
2-й ХИМИК. Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить наш вечер мы хотим гимном химиков:
«Нам суждено пролить все то, что
льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить!Наш кабинет химическим зовется! Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и вышеЛетит рыжий бром к небесам.И кто этим бромом подышит,Тот рыжим становится сам!»