Разработка внеклассного мероприятия «Посвящение в химики»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
350049, Краснодар, ул. им. Котовского д.100, тел.\факс 9861) 255-64-63, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Разработка внеклассного мероприятия
«Посвящение в химики»
(для учащихся 8-х классов)













МБОУ СОШ № 5
Учитель химии и биологии
Луценко Марина Викторовна





«Посвящение в химики»

Цели: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, формирование химико-экологической культуры, научного мировоззрения.
Оборудование и материалы: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок, карточки с заданием.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
План проведения:
Подготовка. Вступительное слово учителя. Демонстрация опытов. Состязания. Подведение итогов и награждение. Салют в честь химиков.
Подготовка.
Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:
придумать название и девиз команды;
подготовить приветствие;
нарисовать газету на химическую тему.
Ход и содержание мероприятия:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все - от песчинок малых - до планет
Из элементов состоит единых.

2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение восьмиклассников в химики».

1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам.

1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-ых классов).
Представляют команду каждого класса.
В команду от каждого класса приглашаются по семь учащихся. Команда имеет название, желательно связанное с химией. Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале.

2 ведущий: Итак, мы начинаем
Каждая команда получает маршрутный лист (см. приложение 1) и посещает станции

Станция «Техника безопасности»
Ведут двое старшеклассников.
В гильдию химиков будет принят только тот, кто знает правила безопасного поведения в кабинете химии. Мы сейчас проведем экспресс-экзамен на знание правил техники безопасности. (см. приложение 2)

I тур. - теоретический.
1.Демонстрируются карточки со знаками по технике безопасности. Команды в порядке очередности рассказывают о назначении данного знака.
2.Задают вопросы по оказанию первой медицинской помощи.

II тур – практический.
Командам предлагается правильно выполнить следующие действия:
а) Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
б) Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
в) Продемонстрировать правильное использование лабораторного штатива. Объяснить все свои действия.
Жюри подводит итог.

II. Станция 2 «Химические веществ »
Ведут двое старшеклассников. (см. приложение 3)

1. Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?

а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).

б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).

в) NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

д) Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ-
Коль ушиб, то нужен (йод).
2. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).

б) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).

в) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).

г) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).

д) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).

Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Через проектор результаты высвечиваем на экран.



III. Станция «Химический кроссворд»
Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали (см. приложение 4).
Кроссворд «Вещества – указатели».



1.
 
 
 
 
 








2.
 
 
 
 
 
 
 
 




3.
 
 
 
 
 
 





4.
 
 
 
 
 
 






5.
 
 
 
 
 
 
 





6.
 
 
 
 
 





7.
 
 
 
 
 
 
 
 







8.
 
 
 
 
 
 
 
 


9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 






10.
 
 
 
 
 
 



1.Наука о веществах и их свойствах. 2.Вещества, состоящие из двух элементов. 3.Показывает число атомов в молекуле. 4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом. 5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. 6. Элемент 4 группы побочной подгруппы. 7. То, из чего состоят тела. 8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других. 9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома. 10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.

ОТВЕТЫ: 1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк.
В выделенном столбике – ИНДИКАТОРЫ.







IV. Станция «Эрудицион»
Крестики - нолики. (см. приложение 5).
Командам выдаются карточки с заданиями (выполнены на листах ватмана), и предлагается зачеркнуть:
Например
а) металлы
S
Na
N

Fe
Mg
Cl

Ca
Zn
O

б) неметаллы
O
N
Cu

K
C
P

Si
Al
H

в) кислоты
NaCl
KOH
H2SO4

HNO3
HCl
H2CO3

H2S
H3PO4
CuSO4


2.Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце.
Запишите пары внизу в таблице.

P2O5
а) Оксид серы (IV)


CO2
б) Оксид фосфора (V)

SO2
в) Оксид железа (II)

FeO
г) Оксид меди (II)

K2O
д) Оксид углерода (IV)

CuO
е) Оксид калия


Ответы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)













V. Станция «Решаем задачи» (см. приложение 6).
Каждая команда получает задачи и решает их на время.
Задание 1.
1.Определить относительную массу серной кислоты.
2.Рассчитайте массу 0,125 моль SO3.

Задание 2.
1.Определить относительную массу ортофосфорной кислоты.
2.Рассчитайте массу 0,125 моль SO3.

Задание 3.
1.Определить относительную массу азотной кислоты.
2.Рассчитайте массу 0,125 моль SO3.


VI. Станция «Химический эксперимент».
Ведут двое старшеклассников.
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком?
Старшеклассники предлагают внимательно слушать и смотреть демонстрационный опыт. После просмотра задают три вопроса.

VII. Станция КОНКУРС КАПИТАНОВ. (см. приложение 7).
Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика и запишите ее под таблицей.
Формулы
Классы неорганических соединений


Оксиды
Кислоты
Основания
Соли

K2O
М
А
Ш
А

H2CO3
П
Е
Т
Р

P2O5
Н
И
М
А

CuSO4
П
О
С
Д

Ca(OH)2
Л
И
Е
С

Fe(NO3)3
А
Н
У
Л

SO2
Е
Л
З
А

H3PO4
Н
Е
Л
С

Na3PO4
Ч
У
М
В









Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса.
2 ведущий: Но нам хотелось бы увидеть более эффектное зрелище.
Алхимик: Где моя большая чаша.
«Разжигание костра «водой».
На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно нанесена смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит.

2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы(Его перебивает первый ведущий).
1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И, тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:
Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3
1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
По желанию можно показать и другие занимательные опыты, например:
«Волшебные цветы».
Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.
«Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.
«Вулкан»
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ( (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O)


«Волшебная палочка»
На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4.
поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
Превращение «воды» в «вино» и обратно!
Наливаем в пустой стакан прозрачную жидкость и она сразу окрашивается в малиновый цвет (вино). Затем добавляем также прозрачную жидкость – раствор обесцвечивается. Предварительно на дно стакана капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Первый раз добавить раствор NaOH. Второй раз – раствор соляной кислоты HCl. .
«Таинственная надпись»
На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет.
«Дым без огня»
Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl
«Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.
2 ведущий:
Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!



Подведение итогов и награждение.


Салют в честь химиков.
Опыт “Звёздный дождь”.
(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление “огненного дождя”.
2-й ученик.
Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить мероприятие мы хотим гимном химиков:
“Нам суждено пролить все то, что льется, Просыпать то, чего нельзя пролить! Наш кабинет химическим зовется! Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам. И кто этим бромом подышит, Тот рыжим становится сам!”







Литература.

1. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. - М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
2. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
3. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.
4. Авторские наработки.







Приложение 1.
Маршрутный лист команды № 3.

Станция
Время (мин)
Баллы

1.Техника безопасности
5


2.Химические вещества
5


3.Химический кроссворд
5


4.Эрудицион
5


5. Решаем задачи
10


6. Химический эксперимент
5


7. Конкурс капитанов
5



Итого:
















Приложение 2.


КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Команда № 1.

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика и запишите ее под таблицей.
Формулы
Классы неорганических соединений


Оксиды
Кислоты
Основания
Соли

K2O
М
А
Ш
А

H2CO3
П
Е
Т
Р

P2O5
Н
И
М
А

CuSO4
П
О
С
Д

Ca(OH)2
Л
И
Е
С

Fe(NO3)3
А
Н
У
Л

SO2
Е
Л
З
А

H3PO4
Н
Е
Л
С

Na3PO4
Ч
У
М
В





КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Команда № 2.

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика и запишите ее под таблицей.
Формулы
Классы неорганических соединений


Оксиды
Кислоты
Основания
Соли

K2O
М
А
Ш
А

H2CO3
П
Е
Т
Р

P2O5
Н
И
М
А

CuSO4
П
О
С
Д

Ca(OH)2
Л
И
Е
С

Fe(NO3)3
А
Н
У
Л

SO2
Е
Л
З
А

H3PO4
Н
Е
Л
С

Na3PO4
Ч
У
М
В






Приложение 3.

II. Станция 2 «Химические вещества»

1. Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?

а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).

б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).

в) NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

д) Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ-
Коль ушиб, то нужен (йод).

2. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).


б) Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).

в) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).

г) Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).

д) С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).

Приложение 4.
III. Станция «Химический кроссворд»
Команда № 3.

Кроссворд «Вещества – указатели».



1.
 
 
 
 
 








2.
 
 
 
 
 
 
 
 




3.
 
 
 
 
 
 





4.
 
 
 
 
 
 






5.
 
 
 
 
 
 
 





6.
 
 
 
 
 





7.
 
 
 
 
 
 
 
 







8.
 
 
 
 
 
 
 
 


9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 






10.
 
 
 
 
 
 



1.Наука о веществах и их свойствах. 2.Вещества, состоящие из двух элементов. 3.Показывает число атомов в молекуле. 4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом. 5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. 6. Элемент 4 группы побочной подгруппы. 7. То, из чего состоят тела. 8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других. 9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома. 10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.























химия 3Рисунок 1C:\Documents and Settings\All Users\Документы\химия\химия 3.jpg