Урок русского языка на тему: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения ( 5 класс)


Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество учителя: Щербакова Лариса Владимировна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5 «Б»
Автор(ы) УМК: М.М. Разумовская,С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов
Тема урока: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Тип урока: Урок применения предметных ЗУНовТехнология(и) обучения: Технология критического мышления
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты: выделять основы предложений с двумя главными членами; различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по средствам связи между частями и смысловому отношению между частями ; конструировать предложения по заданным схемам
Метапредметные результаты:
регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; умение планировать достижение целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижений; умение планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение извлекать информацию из различных источников; умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами объяснения, решения проблем; самоконтроль, самооценка;
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
познавательные: смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты: формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Основные понятия: средства связи, смысловая взаимосвязь частей, знаки препинания в сложном союзном предложении
Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Название этапа Деятельность
учителя Деятельность
обучаемых Формируемые УУД
I. Организационный этап Создает рабочий настрой, подготавливает эмоциональное восприятие материала урока Рассаживаются,
подготавливаются к уроку Коммуникативные УУД: готовность к работе в группах
РегулятивныеУУД: саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии
II. Стадия вызова Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Создание кластера «Сложные предложения» Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиЛичностные УУД:  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
III. Стадия актуализации знаний УУД и целеполагания Дает задание на основе изученного (сравнение 2-х предложений) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, намечают план действий на основе поставленной цели Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование
IV. Стадия осмысления содержания
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Анализ предложений текста и оформление выводов в концептуальной таблице
Обобщают наблюдения, используя прием
«Общее-уникальное»
Предметные УУД: выделяют основы предложений с двумя главными членами; учатся различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по средствам связи между частями и смысловому отношению между частями
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в отборе и анализе информации
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
V.Этап рефлексии деятельности
Учитель предлагает учащимся:
- составить научную статью по изученному материалу;
- сравнить полученные выводы с правилами в учебнике;
-вернуться к первоначальному плану, проанализировать достигнутое;
-дает дифференцированные задания на дом
Используя стратегию «Рамка» («Статья»), анализируют полученные результаты, проводят самооцениваниеПознавательные УУД: умение строить доказательство, подтверждать гипотезы
Личностные УУД: смыслообразованиеПлан-конспект урока на тему: «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»
I. Стадия вызова.1. Оргмомент.
2. На доске начерчен кластер. Заполните его нужными словами на основе материала прошлого урока. Запишите число, «классная работа».
3. Слайд №2.
1.Чтение текста, анализ 1-го предложения.
2. Назовите сложные предложения. Выпишите их (на доске и в тетрадях). Комментарий изученных орфограмм.
Подчеркните грамматические основы, обведите союзы.
----- Похожи ли эти предложения? Чем? (2 грам. основы – оба сложные, с союзами – союзные).
----- Чем различаются? Можно задать вопрос тот одной части к другой? (во 2-м пр., в 1-м?).
-----Что будет предметом изучения сегодня на уроке? Запишите тему. Слайд №3.
----- Сформулируйте цели урока на основе опорных слов (РМ №1). Слайд №4. Сравните.
II. Стадия осмысления.
1. Работаем с текстом (РМ №2). Слайд №5.
----- Прочитайте текст. Какова его тема? Основная мысль? Назовите тип и стиль текста.
2. Назовите сложные предложения (2,4,6,10,11,14).
3. Анализ 2-го предложения вместе.
----- Сколько простых предложений в данном сложном?
----- Первое простое имеет интонацию конца предложения?
----- Связано ли оно со вторым по смыслу? Как вы думаете, какое будет главным? Мы можем задать от него вопрос ко 2-му? Раз оно зависит от главного, то оно какое? (Итак, связано интонацией и по смыслу). Части равноправны или нет?
----- Чем еще связано? (Союзом; итак, кроме смысла и интонации связано союзом).
4. Следующие сложные предложения анализируем в парах по алгоритму.
5. Занесем результаты работы в концептуальную таблицу ( РМ №3). Слайд №6. Сравним со слайдом. Слайд №7.
Физкультминутка. Слайд №8.
6. В чем различия ССП и СПП? Только в смысловом соотношении частей? (разные союзы). Сделаем схемы 2-го и 4-го предложений (грамм. основы можно не подчеркивать). Покажем различия в смысловом плане и в союзах на схемах. 2 ученика у доски (надписываются аббревиатуры ССП и СПП).
7. Продолжим работу по составлению схем. 2 ученика продолжают работать. Не записывая предложения, составим схемы:
1 столбик СПП, 2-й – ССП.
Я нажала на дверь, но она не открылась.
Я попросил его, чтобы он принес мне книгу.
Луна вышла из-за туч, и свет ее отразился на поверхности озера.
Если сорвешь листик с росинкой, капелька скатится вниз.
Обратите внимание, где стоит союз в последнем предложении.
8. Оформите свои выводы на схеме «Общее – уникальное» (РМ №4). Слайд №9. Наклейте нужные слова в овалы. Презентация работ.
III. Стадия рефлексии.
1. Попробуем представить себя в роли ученых-лингвистов: составим научную статью для учебника ( РМ №5). Слайд № 10. Тема для 1-го ряда: ССП, для 2-го: СПП. 3-й ряд читает статьи в учебнике, подчеркивает ключевые слова, слушает выступления 1 и 2-го рядов, корректирует и добавляет, выставляет выступавшим оценки. Презентация, выступления.
2. Вернемся к целям урока, все ли достигнуты, что еще предстоит проработать?
3. Выставите себе оценки на карте мысли (РМ №6).
4. Домашнее задание. Слайд №11.

Раздаточный материал
№1. Цели урока:
Познакомиться со …………… и ……………. предложениями.
Учиться различать …………… и ……………. предложения.
Узнать, с помощью чего связываются части в ……………. и …………. предложениях.
Учиться ставить ……….. между частями сложного предложения.
№2. Как заяц спас старику жизнь
1.Однажды дедушка Семён пошёл поохотиться и забрался в лесную глушь. 2.Вдруг он заметил, что стелется дым. 3.В лесу начался пожар.4. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. 5.Не выберешься из леса – погибнешь.
6.Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается.7. Ветви ёлок хлещут лицо, колются.8. Обгоревшие деревья рушатся.9. Охотник сбивается с дороги.
10. Вдруг у самых ног он увидел зайчонка, который убегал от пожара. 11.Охотник бросился за ним, потому что звери легче определяют направление огня и спасаются.12 Вот они выбираются из леса…
13. Старик вылечил зайца и оставил жить у себя.14. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны.
( По К. Паустовскому)
Алгоритм ответа по тексту:
- Назвать грамматическую основу.
- Части связаны между собой с помощью союза….
- Разделяются с помощью…
- Части между собой (равноправны или неравноправны).
№3.Концептуальная таблица
СП Количество грамматическихоснов Чем связаныОтношение частей друг к другу по смыслу Чем разделяются
ССП СПП Справочный материал: союзы, запятая (‚), интонация, равноправные (=), неравноправные (≠), 2 и более
№4. Диаграмма Венна «Общее-уникальное»

№5. Статья «Сложносочиненные предложения» (чистые листы бумаги с заголовком).
№6. Самооценивание - «Карта мысли».

Название этапа Кол-во допущенных ошибок Самооценка Оценка учителя
Составление кластера Работа с текстом Составление концептуальной таблицы Составление схем предложений «Общее – уникальное» ИТОГО