Конспект открытого занятия по театральному искусству


Конспект открытого занятия по театральному искусству
20.01.2017
Презентация на тему: "КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец Детского (Юношеского) ТворчестваСлайд 1 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Биктимирова Лилия Саттаровна Слайд 2 Участники занятия: учащиеся МБУ ДО ДД(Ю)Т г. Салавата. Возраст детей: 6 -14 лет Оборудование: кабинет, мультимедиа-аппаратура (экран, проектор) ноутбук, колонки.
Тема занятия: «Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Кукольный театр «Золотой ключик».
Цель: формирование интереса к театральному творчеству.
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с основами актёрского мастерства, определить основные качества, необходимые актёру (речь, пластика, творческое мышление);
Развивающие
- развивать творческие способности детей посредством актёрской пластики; - формировать первоначальные навыки актёрского мастерства;
Воспитательные
- воспитывать позитивное творческое отношение участников занятия к театральной деятельности 
Слайд 3 Структура занятия п/п Этапы занятия Содержание деятельности 1. Организационный этап. Приветствие. Упражнение на развитие фантазии. Отгадывание загадок. Сообщение цели занятия 5 мин.
2. Основная часть. Беседа. Упражнение на взаимодействие участников группы «Приветствие». Упражнение на развитие фантазии «Подарок». Упражнение на дыхание. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на развитие голосового аппарата. Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка». Упражнения на ориентацию в пространстве «Молекула». Упражнение в парах на развитие творческого мышления «Скульптор и глина». Мини – спектакль «Волшебный мир – театр!» 35мин.
3. Заключительный этап. Подведение итогов. Приглашение детей на спектакль «ЕРАЛАШ». Рефлексия 5 мин. Слайд 4 Ход занятия 1. Организационный этап Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лилия Саттаровна. Сегодня я поведу вас в волшебный мир. Чтобы попасть в этот мир, надо открыть дверь. Представьте, как может выглядеть дверь в волшебный мир. (Высказывания детей) Куда ведет эта дверь вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок: 1.Писатель пьесу написал, В театр он ее отдал. Получит роль свою актер, Поставит пьесу … (режиссер)
2.Чтоб за живое зрителя задеть, Приходится актеру даже петь, Он в творчестве своем атлант, В актере главное… (талант)
3.Звенит звонок, окончен акт и начинается … (антракт)
4.Сыграть в нем все мечтают дети, И знают все его на свете Киножурнал любимый наш. И он зовется … («Ералаш»)
5.Вот на спектакле целый класс, Начнется действие сейчас. Чтоб не мешал нам перезвон все отключили… (телефон)
Из начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР»
Педагог: Тема занятия сегодня: «Волшебный мир театра». И сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и попробовать себя в качестве актеров. 
Слайд 5  2. Основная часть Беседа: по вопросам:
_ Вы любите ходить в театр?
_Зачем люди ходят в театр?
- Без кого не может существовать театр?
- Какими качествами должен обладать актер? Комментарий педагога: - На своих занятиях мы учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь, мы учимся красиво двигаться – это называется сценическое движение, а также учимся быть интересными зрителю – это называется актерское мастерство. И сегодня всего лишь за одно занятие я предлагаю вам стать актерами и в конце сыграть спектакль.
Упражнения на взаимодействие участников группы «Приветствие».
Комментарий педагога: - Мы с вами актеры. На сцене актёр действует, как правило, не один, а с группой актёров, по другому – это труппа, следовательно, он должен видеть, чувствовать и быть внимательным по отношению ко всем участникам спектакля. Сейчас вы должны поприветствовать каждого из своих товарищей, взяв за руку или похлопав по плечу, но поздороваться необходимо с каждым. Зазвучит музыка и вы начнете двигаться по сценической площадке в любом направлении. Дети выполняют упражнение. Повторяют его с измененным заданием. (поприветствовать друг друга необычным способом).
Упражнение на развитие фантазии «Подарок».
Комментарий педагога: - А теперь давайте сделаем приятное другу. Подарим подарок. Представьте себе, что у вас в кармане лежит предмет, похожий по форме на эту палочку. Что бы это могло быть? (Мороженое, дудочка, смычок, указка, шпага, цветок ит.д.). Слайд 6 - Упражнение на выработку правильного дыхания. Педагог: -А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. -Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» -Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь». 
Арикуляционная разминка.
Педагог: - Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом, теперь с чавканьем и звуками, жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о». Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим, почти не открывая рта. Упражнение на развитие голосового аппарата проговорим с разной эмоциональной окраской. Произнесли скороговорку : - гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; - с чувством радости; - задумчиво; - мечтательно. Слайд 7 Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка». Комментарий педагога: - Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются команде мозга и работают сбалансированно. Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга. Как будто отключили магнит, который удерживал все вокруг себя. Движется только голова, корпус на месте. Шея. Правое плечо. Левое плечо. Теперь только корпус, при этом голова и ноги не двигаются. Корпус закрыли, открыли (раскрывается диафрагма). Только палец левой руки, только кисть, только локоть. Нижняя часть туловища, все остальное не движется. Правое колено, левое колено, оба колена. Части тела двигаются сами по себе, независимо от других частей тела. Упражнения на ориентацию в пространстве «Молекулы» Участники изображают броуновское движение молекул. По команде педагога: " Молекула-2, молекула-3 и т. д.", участники разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Объединившись в группы, дети должны назвать признак, который есть у каждого участника группы. Как только звучит команда: "Молекула свободна", дети вновь начинают двигаться. Как только в команде образуется 2 участника, игра останавливается. Слайд 8 Упражнение в парах на развитие творческого мышления «Скульптор и глина». Комментарий педагога: - Вы сейчас находитесь в парах. Представьте себе если бы один из вас был скульптор, а другой глина. (определите кто скульптор, а кто глина). Не договариваясь, скульптор будет лепить фигуру сказочного персонажа, «глина» должна понять замысел скульптора и когда фигура будет закончена, по хлопку должна начать двигаться, чтоб окружающие могли узнать персонаж. Звучит музыка для изображения персонажа. Участники должны узнать загаданный персонаж Мини – спектакль «Волшебный мир – театр!» Комментарий педагога: - Сегодня мы прикоснулись к деятельности актера, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль. Сюжет таков. Поэт пишет стихотворение. Исписывает один листок, другой. И вот произведение готово, но вдруг раскрывается окно и врывается ветер, он поднимает и разносит по комнате все листочки. Автор пытается собрать их, но они разлетаются при новом порыве ветра. Поэт закрывает окно, и ему, наконец, удается собрать стихотворение. Наступает миг, когда произведение можно прочитать. И вдруг! Листочки оживают и сами читают написанные на них строчки. На листах стихотворение Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр». Чтение стихотворения педагогом. Репетиция. Представление мини-спектакля зрителям. Слайд 9 3. Заключительный этап. Подведение итогов. Комментарий педагога: - Сегодня я открыла вам дверь в волшебный мир театра. А войти в нее или пройти мимо решает каждый человек сам. Кто из вас хотел бы войти в эту дверь? Приглашение на спектакль Кукольного театра. Педагог: - По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Просим жюри оценить работу участников занятия. - Всем спасибо! До следующей встречи! 
Литературные источники: 1.Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999. 2.Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987. 3.Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005. 4.Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006. 5.Немеровский А. “Пластическая выразительность актёра” - М., 1982.