Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»


МБОУ« Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Интегрированный урок по русскому языку в 9 классе
с использованием Сингапурских обучающих структур
«Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»
учитель русского языка и литературы
Баева Гульнара Исламовна
с. ДавликеевоЦели урока:
обучающая: формирование умений находить главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, ставить вопрос от главного к придаточному, совершенствование умений анализировать текст, способствовать развитию внимания, памяти , воспитанию нравственных качеств , подготовка к ГИА.
развивающая: развитие мыслительно - речевой деятельности обучаю-щихся, умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, восстановление сведений о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова, расширение представления о жизненном и творческом пути поэта.
воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, познавательного интереса к изучению русского языка, эстетического восприятия (через музыку, живопись, художественное слово).
Формирование личностных УУД: взаимопомощь, ответственность; желание и умение ответить на вопрос, понимание значения тех или иных знаний.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание, саморегуляция, планирование, самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формирование познавательных УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Оснащение урока: проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, романс «И скучно, и грустно…» на стихи Лермонтова, видеофильм о жизни М.Ю.Лермонтова, раздаточный материал для обучающих структур, ЭЙ АР ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН , СИНГЛ РАУНД РОБИН.
                                        Ход урока:I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей, помашите им руками, и своих партнеров по команде: дайте «пять» партнерам по лицу, прикоснитесь плечами с партнером по плечу. Садитесь.
II. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя:
Ребята вы уже знакомы с темой Сложноподчинённое предложение, и сегодня мы будем не только закреплять изученное, но готовиться к ГИА. Для начала проверим домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания. На прошлых уроках мы изучали сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Я хотела бы начать с проверки домашнего задания. Каждый из вас должен был подготовить по 2 предложения с придаточными обстоятельствами для своих товарищей. Возьмите, пожалуйста, свои КЛОК БАДДИС и найдите, с кем у вас назначена встреча на 3 часа. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на 3 часа, обсудите ваши задания. При ответе не забудьте объяснить друг другу правило, по которому вы определяете вид придаточного, а в конце поблагодарите за ответ. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты. Начинает тот, кто старше.
Проверка домашнего задания с использованием обучающих структур
КЛОК БАДДИС и КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.
Все определили вид придаточных предложений? Кто хочет рассказать нам о сложноподчиненных предложениях? Кто хочет дополнить? Кто приведет примеры? (Ответы учеников). Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Сегодня в нашей работе с текстами нам поможет творчество известного русского поэта, которому принадлежат эти строки:
                           Погиб Поэт! – невольник чести –                            Пал, оклеветанный молвой… Это стихотворение  принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом году исполнится 200 лет со дня его рождения.2. Работа по теме урока.- Кто помнит, ребята, когда родился М.Ю.Лермонтов? (ответы учащихся)- Родился М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве, свое детство он провел в родовом имении Тарханы.
3. Творческая работа в группах.
-Ребята, я предлагаю вам такую работу. Вы должны составить при помощи слов «психологический портрет» молодого М.Ю.Лермонтова. Слова для составления портрета даны в карточках, которые лежат у вас на столе. Слова: талант, грусть, фантазия, печаль, одаренность, одиночество, веселье , радость,  бездарность,   гениальность, тоска.
Во время работы предлагаю вашему вниманию прослушать романс на стихи Лермонтова «И скучно, и грустно…» Это печальный романс, пользовавшийся в свое время большой популярностью
(Класс делится на группы и каждой дается листок со списком слов, из которых одна команда должна выбрать слова, характеризующие поэта со стороны его душевного состояния, а другая – со стороны его способностей.)
- Посмотрим, какой же у нас получился портрет.
Первая группа зачитывает свои слова. Талантливый, одаренный, обладающий огромной фантазией, именно таким и был молодой М.Ю.Лермонтов , таким оставался до конца жизни.
Свои слова зачитывает вторая группа. Чувство одиночества, тоски, печали, поиск смысла жизни проходит через все творчество М.Ю.Лермонтова, в чем вы уже не раз убеждались и еще не раз убедитесь, знакомясь с его произведениями. 
- Что подтолкнуло вас выбрать именно эти слова? (ответы учащихся). Стихи поэта, потому что в творчестве Лермонтова больше сумрачности, грусти, трагизма и одиночества.
4.Работа с учебным материалом.
-Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о жизни и творчестве поэта.
Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты
ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
1834 году поэт был зачислен в гусарский полк. +
В 1835 году была написана драма «Маскарад» +
Драма «Маскарад» имела успех, и была издана с большим тиражом _
В 16 лет Лермонтов стал студентом Московского университета +
Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта» +
Произведение «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова» появилось в печати без подписи. +
Лермонтов был убит Мартыновым +
Композитор Антон Рубенштейн написал оперу на поэму «Мцыри» _
А сейчас посмотрим видеоролик, посвященный жизни и творчеству Лермонтова. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.
Просмотр видеоролика
Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» или «-». Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 30 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.
Работа в парах. Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН
У вас на столах лежат листы. Возьмите их. Это небольшие тексты с заданиями, которые взяты из произведения М.Ю.Лермонтова.
•Прочитайте, подумайте
•Определите вид придаточных предложений в сложноподчинённых
предложениях.
Запишите свои ответы в виде столбика.
•Обменяйтесь ответами с партнерами по плечу
Время работы 2 минуты
(1) Площадка , на которой мы должны были драться , изображала почти правильный треугольник.
(2)- Вы счастливы , - сказал я Грушницкому , - вам стрелять первому! (3) Но помните , что если вы меня не убьете , то я не промахнусь - даю вам честное слово.
(4) Он покраснел ; ему было стыдно убить человека безоружного ; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим , умоляя о прощении ; но как признаться в таком подлом умысле?...(5) Ему оставалось одно средство - выстрелить на воздух; я был уверен , что он выстрелит на воздух!
(6) Я стал на углу площадки , крепко упершись левою ногою в камень и наклоняясь немного наперед , чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад .
(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.
(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.
-Отвечает первым та команда, которая правильно угадает, кому принадлежат эти слова?
«Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог…»
(Мцыри)
Ответы учащихся
- Из какого произведения этот отрывок?
( из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»-Какой эпизод изображается в этом тексте?
(подготовка к дуэли Печорина с Грушницким )-Чем кончается эта дуэль?
( смертью Грушницкого)
-Как бы вы озаглавили этот отрывок?
-Дайте характеристику выделенных предложений.
(1-СПП с придаточным опред. 3, – СПП с прид изъясн, 6- СПП с прид обстоят.цели)
Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.
Потанцуем под музыку, а когда музыка остановится, каждый должен найти пару. Я задам вам вопросы, обсудив в парах, вы дадите мне ответы.
Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА с использованием РЕЛЛИ РОБИН.
• Какие группы сложноподчинённых предложений знаете?
•Какие предложения называются сложносочинёнными?
•Какие предложения называются сложноподчинёнными?
• На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
• На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
•На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
5. Работа с текстом. Подготовка к ГИА
Обучающая структура. СИНГЛ РАУНД РОБИН
-Сейчас возьмите листочки А4, где даются тестовые задания по части В.
Подумайте 10 секунд и обсудите по кругу. Начинают участники под №2.
К какому мнению пришли? Выскажет участник под №1, стол №2. (Ответ ученика)
В1 Замените слово драться синонимом
(сражаться)
В2 Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующей безударной гласной
(упершись)
В3 Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит о глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквы.
(развернулся)
В4 Из предложения 5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одно н
(уверен)
В6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания . Выпишите цифру , обозначающую знак , разделяющий части сложносочиненного предложения
Он покраснел ;(1) ему было стыдно убить человека безоружного ;(2) я глядел на него пристально;(3) с минуту мне казалось , (4) что он бросится к ногам моим , (5) умоляя о прощении ; (6) но как признаться в таком подлом умысле?...(6)
В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания . Выпишите цифру , обозначающую знак, разделяющий части сложноподчиненного предложения

Площадка ,(1) на которой мы должны были драться ,(2) изображала почти правильный треугольник
(1,2)
В8 Из предложения 6 выпишите словосочетание , построенное на основе согласования.
(легкой раны, левою ногою)
В9 Выпишите грамматическую основу предложения 1
Площадка , на которой мы должны были драться , изображала почти правильный треугольник
Площадка изображала, мы должны были драться
В10 Среди предложений 6-10 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
(6) Я стал на углу площадки , крепко упершись левою ногою в камень и наклоняясь немного наперед , чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад .
(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.
(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.
(6)
В11 Среди предложений 7-10 найдите предложения с однородными членами.
(7) Грушницкий стал напротив меня и по данному знаку начал поднимать пистолет . (8) Колени его дрожали. (9) Он целил мне прямо в лоб.
(10) Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, развернулся к своему секунданту.
(7)
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 4
(4) Он покраснел ; ему было стыдно убить человека безоружного ; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим , умоляя о прощении ; но как признаться в таком подлом умысле?...
(5)
6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение « Роль запятых в данном отрывке»
7. Рефлексия.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась)________________________________
Что понравилось на уроке?______________________________________
_____________________________________________________________
Что не понравилось ?___________________________________________
_____________________________________________________________
8. Итог урока. Парковка.
-Спасибо за урок. Впечатления, записанные на карточках, приклейте к парковке.