Методическая разработка урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»


Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Цели урока:
1.Обучающая цель: знакомство с придаточными изъяснительными; умение находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения , показать разнообразие их значений, различать способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложения;
2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3.Воспитающая цель: воспитание уважения к предмету, любви к слову.
Основные понятия: простые и сложные предложения, сложноподчиненные предложения (СПП).
Методические приемы: кодированный диктант, фронтальный опрос обучающихся, запись под диктовку, работа с учебником, комментированное письмо, работа с учебными карточками, графический диктант.
Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык.9 класс», компьютер, учебные карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Структура урока
I .Организационный момент
Целеполагание
Цель:
нацеливание обучающихся на работу;
проверка готовности класса к уроку;
эмоциональный настрой.
II.Орфографическая пятиминутка (кодированный диктант,слайд №1)
Цель:
повторение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих.
Вьющееся растение- плющ, накидка от дождя- плащ, кухонная утварь- нож, бывает звездной- ночь, доктор иначе-врач, маленькое серое животное- мышь, озимая культура- рожь, дамское украшение- брошь, слышится громкий –плач, с любимым там рай- шалаш.
III. Актуализация знаний
1.Опрос по теории предыдущих уроков, проверка домашнего задания
Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний 1.Что такое СПП?
2.С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
3.Как отличить союз от союзного слова?
4.По каким признакам мы можем определить, что это главное предложение?
5.На какой вопрос отвечают придаточные определительные? Какое место занимают придаточные по отношению к главному?
6. К чему относятся придаточные определительные в главном предложении? С помощью чего присоединяются придаточные определительные к главному предложению?
7.Какие придаточные называются местоименно- определительными?
8.Как отличить придаточные определительные от придаточных местоименно- определительных? Привести примеры.
2.Тренировочное задание
Цель: отработка имеющихся у обучающихся умений постановки знаков препинания в СПП, графическое выделение частей СПП, определение средств связи в них.
Задание: записать под диктовку предложения, расставить знаки препинания. Выделить графически части СПП, определить средства связи в них.
1.Чтобы сократить путь, я свернул с утоптанной проселочной дороги и пошел напрямик.
2.Мне показалось, что меня окликнули.
3.Здесь недавно кто-то прошел, потому что следы еще не успела замести поземка.
4.Пока я выбирался из леса, совсем рассвело.
IV. Изучение нового материала
Цель:
знакомство с придаточными изъяснительными;
а) рассмотрение упражнение для наблюдения №49 (устно).
б) чтение теоретического материала
(Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»)
в)мини-опрос после прочтения теоретического материала
в) коллективное заполнение таблицы
(продолжение заполнения таблицы при изучении темы «СПП. Виды придаточных предложений»)Виды придаточных предложений
Вид придаточногоНа какой вопрос отвечает К чему относится Место придаточногоПри помощи чего присоединяется
V.Физкультурная минутка
Цель: эмоциональная разгрузка обучающихсяVI.Закрепление нового материала
Цель: контроль усвоения знаний и умений обучающихся по изучаемой теме и применение их на практике.
1.Комментированное письмо. (Слайд №2)
Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.
1.Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало.2.Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3.Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4.Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Нужно запомнить! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, так как частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
2.Работа с учебником (письменно)
№51,№54
3.Учебные карточки ( письменно, выполняют слабые обучающиеся)
Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1.Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.( Учитель сказал, что завтра будет спрашивать меня по всему разделу.)
2.Прохожий спросил, что где находится библиотека. (Прохожий спросил, где находится библиотека.)
3.Я хотел узнать, что сколько ребят участвует в спектакле. (Я хотел узнать, сколько ребят участвует в спектакле.)
4.Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. (Дедушка сказал мне, что в мои годы он никогда не унывал.)
5.Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. (Галя поинтересовалась, приду ли я на утренник.)
6.Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам. (По окончании четверти родители сказали, что мне следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.)
4.Графический диктант (Слайд №3)
Задание 1.Не записывая предложений, обучающийся чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.
[..того…], (в котором…).
Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
(Кто…), [тот…].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За все, что человек берет, он платит собой. […все,(что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли….).
Задание 2.Разберите по составу слова: памятный, переливаясь¸ лесистым, перебегающий.
VII.Подведение итогов урока
Цель: обобщение, систематизация изученного материала.
Фронтальная беседа с обучающимисяНа какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
К чему относятся придаточные изъяснительные? Как располагается придаточное изъяснительное, его место по отношению к главному предложению?
Назовите средства связи, которые соединяют главное предложение с придаточным изъяснительным.
Рефлексия
Цель: оценка обучающихся своей работы на уроке, степени активности.
Что удалось и не удалось на уроке?
Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
VIII. Оценивание
Выставление оценок
Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.
IХ. Домашнее задание
Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания (новый теоретический материал по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными», №58, выписать из художественной литературы 5 предложений с придаточными изъяснительными, начертить схемы предложений.)
Список литературы:
1.Бархударов, С.Г. Русский язык. 9 класс.-М.:Просвещение,2011.
2.Егорова, Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс,-М.:Вако,2012
3.Предложения из произведений художественной литературы.