План-конспект проведения урока по основам военной службы с обучающими 10 класса по теме: «Ориентирование на местности без карты» ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань»


План-конспект
проведения урока по основам военной службы с обучающими 10 класса по теме: «Ориентирование на местности без карты»
ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань»
Учитель: Газиков Мухарбек Дмитриевич
Цель урока:
а) Повторить знания и умения по топографии, полученные в предыдущих классах;
б) Усвоить материал по военной топографии;
в) Отработать военно-речевые навыки в соответствующих ситуациях.
Время 40 мин.
Учебные вопросы
Понятие об ориентировании.
Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам, местным признакам.
Доклад о своем местонахождении.
Ход занятия
Вводная часть
Преподаватель принимает рапорт дежурного учебной группы, проверяет внешний вид обучающихся и наличие материального обеспечения.
Основная часть
Объявляется тема занятия и его цель. Обучающиеся занимают свои места за партами. (Отрабатываются и разные варианты выполнения команды: «Справа по одному!», «Слева по одному!», «На месте – марш!»)
- Итак, ориентирование на местности без карты. Что такое ориентирование? От какого слова оно образовано? (Ответы). Да, это определение своего места по сторонам света. Даже, точнее, по востоку. Латинское oriens означает «восток».
На каких уроках вы учились ориентированию на местности? (На уроках географии). Глубже с этой темой вы познакомитесь на уроках ОВС при изучении военной типографии. От каких слов образовано слово типография? (Греческое топос+графо – пишу). Что изучает типография? (Ответы учащихся).
- Это наука, которая изучает земную поверхность в геометрическом отношении, а также способы ее изображения на бумаге в виде планов и карт.
Военная типография – это специальная военная дисциплина, которая рассматривает способы изучения местности, ориентирования на ней и другие вопросы, связанные с оценкой местности в интересах боевых действий войск, учит использованию топографических карт и аэроснимков при выполнении различных боевых задач. Так чему учит военная топография? (учащиеся отвечают).
- Запомните: военная топография учит: 1) способы изучения местности; 2) ориентированию на ней; 3) оценке местности в интересах боевых действий войск; 4) использованию топографических карт и аэроснимков при выполнении различных боевых задач.
Эта часть текста проецируется на экране через интерактивную доску. Обучающиеся читают, попутно отвечают на вопросы, слушают комментарии преподавателя и затем списывают текс в тетради.
- Солдат должен уметь ориентироваться на местности, определять направление движения, указывать положение цели, находить указанный пункт и пути движения к нему и т.д., давать оценку местности в интересах боевых действий.
Можно предложить проблемные задачи, которые развивают наблюдательность, точность, умение анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнение боевой задачи. Можно обратиться к художественным фильмам, к литературе. Например, все обучающиеся с огромным интересом смотрели фильм «А зори здесь тихие». Поэтому по его содержанию можно предложить задачу. Предварительно обсуждается решение Васкова встретить немцев на каменной гряде.
- Какое решение принял старшина Васков, когда узнал о высадке диверсантов? Почему? Дополнительные вопросы: обозначена ли на карте прямая дорога на каменную гряду через болота? (На карте болота обозначены как непроходимые).
Правильно, но старшина Васков знал, что в это время года пройти через болота можно. При этом в несколько раз сократится путь к каменной гряде. А у немцев другого пути нет. Они обязательно должны выйти к этой гряде. Но они пойдут вокруг озера и придут немного позже. Поэтому Васков и решил встретить немцев на каменной гряде.
Вывод преподавателя: Таким образом, хорошее знание местности помогло старшине Васкову принять правильное решение.
- А почему именно на этой гряде он решил встретить фашистов? (Здесь очень удобные позиции для встречи противника. Хорошие каменные укрытия и отличный обзор: путь немцев просматривается на несколько километров).
А теперь, ребята, решение должны принять вы. Условия почти те же. Разъезд. Зенитчицы. Вы в роли старшины Васкова. Но вы с самого начала знаете, что высадилось не 2, а 16 диверсантов. Они прекрасно подготовлены, отлично вооружены. А у зенитчиц только карабины. Принимайте решение. Рискнете ли с девушками, вооруженными только карабинами, выступить против фашистов? Если да, то где их встретите? Обоснуйте свое решение.
Можно предложить и другой вариант. Ситуация та же. Но на разъезде не зенитчицы, а зенитчики, имеющие достаточный опыт военных действий.
В заключение преподаватель приводит довод старшины Васкова: война – это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Без отличного знания местности, карты, топографии, военной топографии невозможно победить, особенно в современном бою. Военную топографию должен знать каждый военнослужащий: разведчик, механик-водитель, связист, десантник. Любой воин должен ориентироваться на местности как днем, так и ночью, в лесу, в туман, уметь определять маршрут на незнакомой местности по карте, оценивать боевую обстановку с учетом местности и принимать правильное решение.
Местность играет существенную роль в боевой деятельности войск: 1)в скрытном передвижении; 2)оборудование позиций; 3)маскировке своего расположения; 4)защите от оружия массового поражения противника.
В одних случаях местность помогает эффективному использованию оружия, в других – мешает.
В ходе беседы выясняется, как обучающиеся принимают сочетание скрытное передвижение (не замеченное противником передвижение). Оборудование позиции показывается на рисунках с комментариями о том, как используется рельеф местности, как маскируют окопы и рельеф местности помогает защищаться от оружия массового поражения.
С доски (экрана) ученики списывают часть текста о роли местности в бою: в скрытном передвижении, оборудовании позиций и т.д.
Как фактор боевой обстановки местность стала играть особенно большую роль в последнее время в связи с современным вооружением и техникой, их качественным и количественным изменениям.
Объекты, имеющиеся на местности, делятся на естественные и искусственные. Это топографические элементы: 1)рельеф; 2)населенные пункты; 3)производственные предприятия (промышленные и сельскохозяйственные); 4)дорожная сеть; 5)почвенно-растительный покров; 6)гидрография.
Обучающиеся списывают в тетрадь названия этих топографических элементов и читают их, если останется время.
Все топографические элементы составляют единое целое, единый комплекс, в котором каждый элемент влияет на другой.
- Что называется рельефом местности? (Неровности, образующие земную поверхность).
Беседа о влиянии рельефа на выбор, места для наблюдательного пункта, огневых позиций, траншеи. Обучающиеся решают задачи по оборудованию линии обороны отделения: выбирают место для пулеметчика, гранатометчика и т. д. Вначале место указывает преподаватель, а обучающиеся только обосновывают, почему командир выбрал именно это место. Только осмыслив правильные действия командира, ученики приступают к самостоятельному определению позиций. Следующая группа задач на использование неровностей местности при перебежках под огнем противника: как определяется маршрут перебежек к намеченной цели, как производится каждая перебежка и т.д.
В ходе беседы также определяют, каким образом использовать местность для защиты от оружия массового поражения.
Солдату, особенно водителям, нужно хорошо знать крутизну склона, которую могут преодолеть БМП, танк, автомашина.
- Ориентирование на местности – это нахождение направления на стороны света (страны света) – север, юг, запад. (При закате солнца восходи луна), в час ночи на юге и 7 часов утра на западе. В новолуние луна в 19 часов на юге. Обучая определению сторон света по солнцу и часам, модно рекомендовать действия по этапам: 1)установить часы горизонтально; 2)повернуть их часовой стрелкой в сторону солнца; 3)образовать дугу от часовой стрелки до цифры 1 (в первой половине дня) или от цифры 1 до часовой стрелки (во второй половине дня); 4)разделить эту дугу пополам (так делится угол, образованный часовой стрелкой и направлением на цифру 1). Эта прямая укажет направление на юг.
Обучающиеся проделывают за преподавателем действия по этапам, комментируя их.
Примерно таким же образом, наглядно преподаватель учит ориентированию по Полярной звезде, местным признакам (предметам).
Задание на дом
Найти и выписать определение терминов: военная топография, ориентирование на местности, тактическое ориентирование и др.
Практиковаться по определению сторон света разными способами.