Методическая разработка на тему :Подготовка учащегося к концертному выступлению.


Лобчикова Екатерина ВадимировнаПреподаватель фортепиано
МБУ ДО «ДШИ им. В.В.Бунина»
г. Скопин Рязанская область
Подготовка учащегося к концертному выступлению.
Подготовка музыканта – исполнителя к концертной деятельности состоит из двух основных особенностей : это техническая подготовка, и психологическая подготовка к выступлению. Огромная работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» на сцене. Только публичное,концертное выступление определяет : уровень освоения материала, степень одаренности исполнителя, его психологическую устойчивость, умение владеть своими эмоциями. Но нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Иногда бывает и такое, что хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическую неудачу. Или же наоборот, когда не слишком яркий и одарённый ученик показывает себя с хорошей стороны. Поэтому отсюда следует, что именно во время публичного выступления проверяется все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики. Концертные выступления учащихся оказывают большое влияние на личность музыканта-исполнителя и формируют психическое состояние творческого подъёма во время выступления. Наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.
Очень важно уже в начальных классах уделять как можно больше внимания психологической подготовке учащегося к концертному выступлению. В детском возрасте все, за что бы ни брался ребенок, приходится осваивать впервые: учится ли он писать нотные знаки, осваивает ли нотную грамоту или же берется за разбор новых музыкальных произведений. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, при этом не только дидактическая, но и психологическая, когда родители и педагоги помогали бы ребенку пережить его первые достижения. Особенно важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы.
Таким образом, первый этап урока - подготовка педагога к занятию.
Вторым этапом является первоначальное общение педагога с учеником на уроке, которое тоже должно быть организовано. Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога. Такая психологическая «настройка» снимает излишнюю скованность , волнение ученика.
Третий этап – проигрывание и оценка того, что сделано учеником дома. Иногда стоит попросить ученика и самому оценить свою игру, дать её разбор и указать нужные пути решения проблем.
Четвёртый этап урока - повторение некоторых «кусков» произведения с учётом сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.
Пятый, заключительный этап урока - подведение итога, задание для домашней работы. В ходе урока , на каждом этапе ставятся свои цели и задачи, требующие выбора точных действий, слов, указаний педагога, методов общения с учеником.
Кроме основных этапов , проведения урока, преподаватель так же выбирает определённые формы занятия . Можно отметить следующие формы и методы работы на уроке:
- взаимный творческий поиск, выражающийся в работе над произведением, его образностью, необходимым характером звучания, решением той или иной технологической задачи;
- показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или конкретного приёма;
-создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния .-тренировка - неоднократное повторение, «зубрёжка» на уроке;
-словесное объяснение с подробным разбором как целого, так и деталей, особенно это важно когда педагог поясняет ученику задание на дом.
Очень часто преподаватели детских музыкальных школ сталкиваются с тем, что концертное выступление их ученика сводит  практически  к нулю нелегкую работу педагога. Преподаватели стараются, вкладывают свои знания и опыт в ученика, а он играет со срывами, текстовыми потерями, не думает о музыке. В большинстве случаев такое неудачное выступление, может навсегда отбить желание заниматься музыкой. В тоже время успешный результат окрыляет его, и ученик действует увереннее, проявляет желание к творчеству.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно отметить недостаток знаний и усилий, психические и физиологические особенности развития. Психологически эта помощь осуществляется в атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза, доброжелательная мимика в сочетании создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Например, перед концертом педагог, приглашая ребенка в класс, говорит: «Сегодня твое первое выступление и в этот особенный день мы можем показать нашу совместную работу, которая должна приносить радость не только нам, но и нашим слушателям». Предлагая ребенку проиграть перед концертом свою программу, педагогу следует вначале «снять страх» перед выступлением, чтобы ученику удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих. Обычно используются следующие фразы: «Для тебя это просто, у нас все должно получиться», «Мы много работали, но мы еще учимся, поэтому у нас могут быть ошибки», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому...». Такая предупредительная мера снимает с ребенка психологический зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, не испытывает панического страха перед возможными ошибками.
Однако часто бывает иначе: ученик слышит от педагога что, «концерт — это большая ответственность», «у тебя очень сложная программа, смотри не подведи» акцентирует внимание ученика на деталях в программе, которые у него не получались. Далеко не каждому ученику подобное общение поможет ученику настроиться .Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения учащимся своего успеха. Сыграв на концерте, ученик не всегда объективно может оценить свое выступление, поэтому педагог должен оценить выступление не в целом (тем более, если оно было не совсем удачным), хотя такая оценка тоже высказывается, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с услышанным. При этом педагог должен прямо сказать что было так или не так : «Особенно тебе удалось», «Больше всего в твоей игре мне понравилось», «Наивысшей из похвалы того, что ты сделал, заслуживает…». Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять в них чрезмерную нервозность, внутреннее напряжение. Вместе с этим мы довольно часто сталкиваемся с другой проблемой — когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает заниматься должным образом, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между двумя слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). На практике перед педагогом и учащимся возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и психологической готовности музыканта к общению с публикой.
Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.
Виды волнения
1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.
2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала, память подводит исполнителя.
3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.
Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.
Существует несколько методов преодоления сценического волнения:
1. Систематические домашние занятия над произведениями технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.
2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание произведения».
3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её на память. Программу необходимо выучить не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии.
4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.
5. Соблюдение определенного режима дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко исполняет свою концертную программу.
6. Хорошая физическая подготовка и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления.
7. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.
8. Исполнение репертуара в ансамбле.
Использование выше приведенных методов по уменьшению концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во время исполнения к музыканту приходит легкость и свобода движений. Важно объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем.
В заключении следует отметить: если в классе царит праздничная обстановка в день концертного выступления, если педагог настроил детей на этот праздник, то и выступление его подопечных будет радовать всех: родителей, педагогов, а главное — детей. И тут многое зависит от педагога. Если это праздник, значит, и одежда должна быть праздничной. Педагог надевая соответствующий обстановке наряд, как бы своим примером подчеркивает, что время серых будней прошло, а вот теперь у нас итог всей нашей работы. И тут важно добиться, чтобы дети ждали следующего экзамена или концерта, как праздника, приходя на него с цветами, нарядными, думая о главном — музыке.
Список использованной литературы:
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: «Музыка», 1974.
2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. // Вопросы психологии. –– 1975. – ? 1. –– С. 68 – 79.
3. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997.
4. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: «Академический проект», 2008.
5. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. / Избранные труды. – Вып. 43. – М.: «ГМПИ им. Гнесиных», 1979. – С. 107–118