Рабочая программа для элективного курса Психологическая подготовка к итоговой аттестации

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДОВИКОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»
Руководитель МО:
____________/___________/

Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2»: Мантусова А.П./__________/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ «ГСОШ №2»:
Сюкеева Ю.Н. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_______Мантусовой Аксиньи Павловны_______
Ф.И.О., категория


по предмету __Психологическая подготовка к итоговой аттестации 9 класс___
предмет, класс и т.п.


количество часов: 35

рабочая программа составлена на основе программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.; Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии"





Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.







2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка
      «Экзамен»  - лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнавания степени чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его». 
     В школьной реальности экзамен  - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает  теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять новые инструменты – ГИА.
Своеобразие ГИА - его непохожесть  на традиционный экзамен,   сопряжены   с определенным    рядом   трудностей. С ними  подросткам приходится сталкиваться  как  в подготовительный период, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется  учащимся  именно на подготовительном этапе и  может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с  учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей,  составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА – ознакомление выпускников с процедурой ГИА, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для  достижения поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической службы:
- Ресурсно - ориентированная  стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся  и путей их использования на этапе подготовки и на самом  экзамене;
-Технологически-ориентированная стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.  

Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа элективного курса «Психологическая подготовка к итоговой аттестации» для учащихся 9-х классов разработана на основе программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.; Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии".
Данный курс является ускоренной комплексной программой занятий по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания, вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая сфера. 
 Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха. 
3. Развитие процесса самосознания и самоопределения.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы. 
5. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. 
6. Развитие навыков самоконтроля.
7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
8. Обучение приемам эффективного запоминания.
9. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.
Методы и техники, используемые в занятиях:
Ролевые игры.
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Диагностические методики дискуссии.
Тренинговые упражнения, арт-терапия.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс предназначен для учащихся 9 классов. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 35 академических часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю. Элективный курс проводится за счет компонента образовательного учреждения.

Содержание тем учебного курса
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга.
На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.
Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ГИА, кроме того с ее помощью учащиеся могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. В данной программе имеются занятия просвещенные обучению приемам релаксации и снятия нервно- мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Урок психологической подготовки к ГИА подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения.
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Ожидаемые результаты:
- понимание психологических основ сдачи экзамен;
- освоение техник саморегуляции;
- отработка навыков поведения на экзамене;
- освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы;
- развитие уверенности в себе;
- развитие коммуникативной компетентности;
- помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
- обучение приемам эффективного запоминания;
- обучение методам работы с текстом.


Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема
Содержание
Тип урока
Календарные сроки
Вид контроля
Наглядные пособия и оборудование
Домашнее задание

1
Знакомство (создание групповой сплоченности)
Создание групповой сплоченности. Принятие правил работы группы. Формирование единого рабочего пространства
комбинированный
Сентябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, тесты
Повторить пройденный материал

2
Что такое ГИА и что он означает для меня
Знакомство выпускников с особенностями ГИА. Формирование положительного настроя на работу. Снятие психофизического напряжения и общей тревоги перед обсуждением темы. Повышение мотивации на участие в занятиях.
комбинированный
Сентябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Тесты, презентация
Повторить пройденный материал

3
Плюсы и минусы ГИА: объективный взгляд на экзамен
Знакомство выпускников с особенностями ГИА в сравнении с традиционными экзаменами. Выработка адекватного представления об экзаменах нового формата, объективного отношения к ним путем нахождения плюсов и минусов ГИА.
комбинированный
Сентябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Подобрать новый материал по пройденной теме

4
Актуализация проблем при подготовке к ГИА
Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи экзаменов
комбинированный
Сентябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Анкета
Повторить пройденный материал

5
Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ГИА
Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ГИА
комбинированный
Октябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Тест
Повторить пройденный материал

6
Общее понятие об эмоциях
Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика.
комбинированный
Октябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация
Повторить пройденный материал

7
Чувства как устойчивое психологическое состояние
Понятие и физиологические основы чувств. Свойства чувств в психологии.
комбинированный
Октябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Подобрать материал по пройденной теме

8
Настроение как эмоциональное состояние
Понятие настроения, как эмоционального состояния. Формирование навыков хорошего настроения. Раскрыть способы регуляции и управления своим настроением в различных ситуациях
комбинированный
Октябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация
Повторить пройденный материал

9
Аффекты как проявление эмоциональной жизни человека
Понятие аффекта. Основные функции, виды и фазы протекания аффекта
комбинированный
Октябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Повторить пройденный материал

10
Управление эмоциональным состоянием
Обучение умению выражать свои эмоции. Выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации. Выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения.
комбинированный
Ноябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация, анкета
Повторить пройденный материал и подобрать материал по пройденной теме

11
Управление эмоциональным состоянием
Снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе. Развитие способности к самоанализу.
комбинированный
Ноябрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Повторить пройденный материал и применить приемы внутреннего диалога

12
Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания
Ознакомление учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации. Отработка приемов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена
комбинированный
Ноябрь
Обсуждение, фронтальный опрос

Микроплакат
Отработать приемы сохранения самообладания

13
Стресс и способы его преодоления
Знакомство с открытиями Ганса Селье и процессами адаптации. Формирование умения распознавать стресс по его признакам.
комбинированный
Декабрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация
Повторить пройденный материал

14
Стресс и способы его преодоления
Объяснение ученикам механизма развития стресса.
Обучение основным способам преодоления стресса (копинг - стратегии).
комбинированный
Декабрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация, тест
Повторить пройденный материал, отработать приемы преодоления стресса

15
Фрустрация. «Методика выявления деструктивных установок»
Фрустрация как форма психологического стресса. Причины фрустрации. Выявление деструктивных установок в межличностных отношения учащихся
комбинированный
Декабрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, тест
Повторить пройденный материал

16
Негативные эмоции и способы избавления от них.
Обучение способам избавления от негативных эмоций. Снятие эмоционального напряжения.
комбинированный
Декабрь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Отработать способы избавления ль негативных эмоций

17
Агрессия как психологический феномен. Способы конструктивного выхода из конфликта
Агрессия подростков Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.
комбинированный
Январь
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация
Повторить пройденный материал, отработать способы выхода из конфликта

18
Ценности в жизни человека
Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме. Формы существования ценностей, их признаки и особенности. Классификация ценностей. Система ценностей в жизни человека.
комбинированный
Январь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Повторить пройденный материал, подобрать материал по теме

19
Мой учебный стиль
Каналы восприятия и когнитивные стили. Формирование у учащихся осознание собственного учебного стиля, содействовать осознанию персонального стиля работы
комбинированный
Январь
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Повторить пройденный материал

20
Память и приемы запоминания
Знакомство с характеристиками памяти человека. Обучение работе с текстами, приемами запоминания, отработка полученных навыков.
комбинированный
Февраль
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал, отработать приемы запоминания

21
Память и приемы запоминания
Знакомство с характеристиками памяти человека. Обучение работе с текстами, приемами запоминания, отработка полученных навыков.
комбинированный
Февраль
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал, отработать приемы запоминания

22
Методы работы с текстом
Обучение эффективным методам с текстами. Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.
комбинированный
Февраль
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал

23
Выработка положительного отношения к экзамену
Выработка положительного отношения к экзамену
комбинированный
Февраль
Обсуждение, фронтальный опрос
Анкета
Повторить пройденный материал


24
Подготовка к экзамену
Эффективные способы подготовки к ГИА. Режим дня, питание место для занятий. Кинезиологические упражнения
комбинированный
Март
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал

25
Поведение на экзамене
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена.
комбинированный
Март
Обсуждение, фронтальный опрос
Презентация


26
Уверенность на экзамене
Знакомство с правилами и процедурой ГИА. Повысить уверенность в себе, в своих силах. Актуализация внутренних ресурсов.
комбинированный
Март
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал

27
Моя ответственность на экзамене
Помочь осознать свою ответственность за результат сдачи экзамена
комбинированный
Апрель
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Повторить пройденный материал

28
Релаксация и овладение приемами релаксации
Формирование представление о релаксационных техниках. Обучение приемам релаксации
комбинированный
Апрель
Обсуждение, фронтальный опрос
Анкета, микроплакат, тест
Повторить пройденный материал, отработать приемы релаксации

29
Способы снятия нервно-психологического напряжения
Обучение методам нервно-мышечной релаксации. Формирование у учащихся управлять своим психофизическим состоянием
комбинированный
Апрель
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат, памятка
Отработать приемы нервно-мышечной релаксации

30
Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ГИА
Проверка уровня сформированности процессуальной компетенции
комбинированный
Апрель
Обсуждение, фронтальный опрос
Тест
Подобрать материал по данной теме

31
Способы достижения гармонии
Понятие гармонии. (Что помогает?, Что мешает?, Кто может помочь?, Кто может помешать?) Медитация как способ достижения внутреннего спокойствия
комбинированный
Май
Обсуждение, фронтальный опрос
Микроплакат
Подобрать материал по данной теме

32
Сдаем экзамен (игра - репетиция)
Проверка подготовленности учащихся к предстоящим испытаниям
комбинированный
Май
Обсуждение, фронтальный опрос
Анкета, презентация


33
Я уже сдал экзамен «успешно»
Методика многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына
комбинированный
Май
Обсуждение, фронтальный опрос
Тест


34
Перед дальней дорогой.
Подготовка творческих работ к итоговой аттестации. Составление плана работы, постановка целей и задач
Обобщения и систематизации



Подготовить творческую работу

35
Итоговый урок
Тест. Защита творческих работ.
Контроля и коррекции
Май
Защита творческих работ




Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, доска, листы А4, фломастеры, пастель, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций, мультимедийное оборудование.

Перечень учебников и учебных пособий:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
Анн Л. Ф. Программа. Саморазвитие личности 9 класс. - СПб.: Питер, 2007.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2033.
Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2014.
Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2012.
Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2009.
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2010.
Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2012.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2013.
Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2013.
Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. – 2009.- № 9. – С. 197-202.
Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2009.

Приложения к программе
Приложение 1

Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний: (реферат или презентация):
Эмоции и чувства.
Типы темперамента.
Стресс.
Моя индивидуальность. Психологический портрет.
Плюсы и минусы ГИА
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний:
Разработка памятки. Рекомендации учащимся перед сдачей ГИА.
Советы и рекомендации родителям перед сдачей ГИА учащимися.
Презентация: «Психологическая подготовка к ГИА», «Как подготовиться к экзамену», «Приемы запоминания», «Как вести себя на экзамене».
Психологическое исследование: «Я и ГИА», «Мой класс и ГИА», «Как сдают экзамены в разных странах».










13PAGE 15


13PAGE 141215




15