Система дистанционного обучения «Moodle», как основа для дистанционного обучения школьников


Система дистанционного обучения «Moodle», как основа для дистанционного обучения школьников.
В настоящее время дистанционное обучение актуально и востребовано. Многие дети, не имеющие возможности постоянного физического присутствия в стенах общеобразовательной школы, испытывают недостаток общения с социумом и имеют проблему в получении необходимых заданий и примеров для прохождения тем.
Помимо этого, ряд нововведений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает и обязывает все основные государственные образовательные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации создавать и вести на собственной основе официальный интернет-сайт, а также предоставлять образовательные услуги в дистанционной форме[1].
Этот закон определил основные направления инновационной деятельности образовательных организаций сетевое взаимодействие и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Вот только всем образовательным учреждениям нужно было определиться с вопросом: "На чём базировать дистанционную форму проведения занятий?"
Как мы знаем, дистанционное обучение (ДО) является динамичной формой организации обучения, позволяющей удовлетворять образовательные потребности людей. Она имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционным очным обучением. Это и возможность обучения территориально удаленных участников, и возможность адаптировать стиль и темп обучения под разных участников, возможность оперативно изменять содержание и формы обучения при изменении образовательных потребностей[3].
Во время дистанционного обучения каждый обучающийся получает индивидуальный доступ к учебно-методическим материалам и консультациям педагога прямо с того места, где он находится. Учёт индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет обучающимся заниматься более качественно по предметам.

Применение ДО в школьном обучении позволяет эффективно наладить работу с целью:
ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным темам;
обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам, в связи с погодными условиями);
более углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче итоговых экзаменов;
дополнительного образования по интересам;
обучения детей, находящихся на индивидуальном обучении по причине тяжелого заболевания или инвалидности;
обучения учащихся отдаленных районов при сокращении малокомплектных школ;
организации методической поддержки и повышения квалификации педагогов[2].
Главным вопросом, стоящим перед организаторами ДО — выбор системы оболочки для создания дистанционных курсов.
Успех ДО во многом зависит от используемых технологий и возможностей, предоставляемых оболочкой для создания электронных курсов. Такая оболочка должна содержать оптимальный набор инструментов, как для учителя, так и для ученика, который обеспечивал бы успешное выполнение всех этапов обучения:
Создание и размещение контента;
Управление контентом;
Доставка контента обучающимся;
Организация и планирование занятий;
Контроль и оценка знаний.

Одной из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является СДО Moodle. Эта система ДО позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель в рамках своего курса может:
открывать и закрывать доступ к курсу;
формировать группы обучающихся;
приглашать соавторов (преподавателей с полными правами администраторов);
создавать разделы курса различных форматов (модули, глоссарии, wiki, задания и т.п.);
выкладывать учебные материалы различных форматов (от html до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов и т.п.);
скрывать от обучающихся любые (например, редактируемые) элементы курса;
«программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов;
Открывать доступ различного уровня обучающимся курса (например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki);
Просматривать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий от каждого обучающегося;
Выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся;
Проводить автоматическое тестирование с автоматическим подсчетом результатов.
Всё это предоставляет огромные возможности не только для работы преподавателя, но и для обучающихся, их творчества и группового взаимодействия.
Система организована так, что для работы с ней не требуются дополнительные специальные знания в области программирования и администрирования веб-сайтов и т.п., поэтому освоить работу в Moodle может любой педагог, владеющий базовыми навыками работы с компьютером.
Овладение подобной технологией актуально для учителей школ и специалистов по обучению на дистанционных площадках, базирующихся на Moodle.
Сейчас в Интернет можно найти немало дистанционных курсов по обучению технологии работы с СДО "Moodle".
Применяя знания и умения, полученные при прохождении курса "Основы работы в СДО "Moodle", педагоги после завершения обучения смогут разработать свой дистанционный курс на своих площадках Moodle.
У педагогов прошедших обучение на таких тематических курсах, обычно появляются интересные идеи для разработки собственных курсов, которыми они обмениваются между собой.
Внедрение и совершенствование дистанционного обучения в современной общеобразовательной школе необходимо.
Естественно, на пути развития возникают проблемы, но их сообща нужно преодолевать и идти в направлении реализации запросов государства и общества, которые соответствуют многим взглядам педагогов на процесс современного образования.
ДО на основе Moodle создаёт условия для развития личности:
Даёт знакомство с методами современной системы образования, которые могут быть использованы и в других сферах деятельности при получении высшего образования, переподготовке и повышении квалификации;
Позволяет более фундаментально изучать содержание предмета, что не всегда возможно на уроках из-за сокращения часов на преподавание предмета;
Расширяет научный кругозор, позволяя изучать сложные вопросы предмета на более глубоком уровне;
Обучаемые приобретают большой опыт самостоятельной работы, планирования, достижения цели, что совершенно необходимо для любой их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Дистанционный курс "Основы работы в СДО Moodle". АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/7/Moodle1/moodlebase (дата обращения: 17.02.2017)
Материалы 12 Всероссийского интернет-педсовета: «Дистанционное обучение в школе». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic183.html (дата обращения: 17.02.2017)