Внедрение в уроки физической культуры специальных упражнений для воспитания волевых качеств школьников

Внедрение в уроки физической культуры специальных упражнений для воспитания волевых качеств школьников

На занятиях физической культурой нередко возникают страхогенные ситуации самого различного характера, связанные с риском. Выполнение физических упражнений нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует в любом виде школьной программы и занятиях спортом. Основная причина появления чувства страха у детей заключаются в том, что ребенок не способен действовать в страхогенной ситуации. Его пугает новизна или внезапность возникновения ситуации.
При методически правильном освоении опасных физических упражнений воспитываются главные качества воли смелость и решительность. Их воспитание неизбежно связано с преодолением чувства страха.
В программе по физическому воспитанию есть много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать страх. Среди них акробатические упражнения, опорные прыжки, полоса препятствий. Эти упражнения выполняются с предельным усилием воли. Здесь страх умеренной силы хорошо «подстегивает» ребенка, не умеющего работать на пределе своих возможностей.
Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие волевых качеств человека процесс сложный и кропотливый. Воспитывать волевые качества необходимо с раннего детства, что довольно сложно. Занятия физическими упражнениями – незаменимое средство, которое может облегчить эту работу. Опыт работы специалистов в области физической культуры и спорта показывает, что использование различных методик воспитания волевых качеств, дает хорошие результаты.
Мы хотели экспериментально изучить возможность воспитания волевых качеств при помощи специальных физических упражнений. Выбрали методику определения уровня воспитания волевых качеств школьников, предложенную Барышевой Н.В., Миньяровым В.М., Неклюдовой М.Г..
Набор тестов, влекущий за собой выполнение сложного, связанного с временными затратами и физическими напряжениями задания:
Прыжок с одного препятствия на другое, стоящее от первого на расстоянии меньше максимально возможного прыжка на полу на 20 – 30 см;
Падение спиной, сохраняя прямое положение туловища, с площадки высотой 150 см на руки страхующих или паралоновую подушку;
Ходьба по бревну вперед и назад спиной на высоте 30 см., а потом – 1 метр;
Прыжок толчком двумя ногами вверх с площадки 50 х 50 см, которая постепенно поднимается над полом - с 50 см. на 1,5 м.
В первых двух тестах решительность и смелость измеряется временем (с) от команды до начала действия. В третьем – разницей времени на выполнение задания на обоих брёвнах. В четвертом тесте мерой смелости служит степень уменьшения высоты прыжка с увеличением высоты площадки. В третьем и в четвертом тесте, чем меньше разница, тем больше смелость.
Анализ различных методик воспитания волевых качеств школьников на уроках физической культуры дал возможность подобрать следующие специальные упражнения:
Упражнения на смелость и решительность
1) Бег под крутую горку с преодолением препятствий.
2) Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.
3) Ходьба и бег с закрытыми глазами.
4) Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды.
5) Преодоление специальных полос препятствий.
6) Прыжки-падения на землю, пол.
7) Быстрое нападение в играх.
Статические упражнения для воспитания волевых качеств
Использование статических упражнений для воспитания волевых качеств, предлагают несколько методик, одна из них гимнастика «цигун».
- Встаньте, расставив параллельно ступни на ширину плеч или шире, колени чуть согнуты. Если ноги расставлены широко, то носки и колени следует чуть повернуть внутрь, чтобы поза была устойчивой. Позвоночник необходимо выпрямить, для этого таз несколько подать вперед (присесть на высокий стул). Голова прямо, взгляд направлен вперед (устремлен в бесконечность). Рот приоткрыт, кончик языка касается нёба позади зубов.
- Следя, чтобы туловище не отклонялось и оставалось вертикальным, поднимите руки вперед и «обнимите толстое дерево» (придайте рукам округлое положение на уровне груди). На расстоянии примерно 10 см. ладони и пальцы «смотрят» друг на друга. Пальцы расслабленно полусогнуты. Плечи свободно опущены, локти как бы висят.
- Поза общеоздоровительная, стоять в ней рекомендуется от нескольких секунд до нескольких минут (в зависимости от возраста занимающихся). Ею можно заканчивать комплекс каких-нибудь упражнений, можно выполнять как отдельное упражнение.
- «Стояние столбом» это небольшая серия упражнений, помогающих прочувствовать данную стойку.
1. В исходном положении покачиваться влево и вправо (как маятник). Чтобы стопы были крепко прижаты к земле.
2. Покачиваться «столбом» вперед-назад. Требования те же.
3. По «квадрату»: влево-вперед-вправо-назад. Точно фиксируются движения и направления.
4. Перемещаться в позе «столбом» по кругу. Требования те же.
Результаты экспериментальной работы показали, что уровень воспитания волевых качеств экспериментальной группы повысился, что нельзя сказать об уровне воспитания волевых качеств контрольной группы.
Специальные физические упражнения, предложенные и внедренные в уроки физической культуры, привели к воспитанию волевых качеств школьников, доказывая, что добиться значительных результатов можно, если использовать предложенные упражнения в процессе физического воспитания, как можно чаще и постепенно повышая требования к их выполнению.
Сравнительный анализ результатов тестирования
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Литература:
Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры старшеклассников. Самара, 1995.
 Белоусов А., "Школьный психолог" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Издательский дом "Первое сентября", 2000.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56.
Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987

Объект 1