Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс программа Школа России


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 9
«Утверждаю»
приказ от 25.08.16 №144
директор ________ Глушко Л. Н.
Рабочая программа по изобразительному искусству
начальное общее образование, 1 класс.
Количество часов: 33.
Учитель: Губченко С. П.
Программа разработана на основе:
примерной программы по изобразительному искусству. Б. М. Неменский. Сборник программ к комплекту учебников УМК «Школа России». Просвещение, 2016 г.
х. Хуторской
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
1.Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07. 2016).
2. Областной закон от 14.11. 2013 г. №26 – ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС).
3. Приказ Минобрнауки России от 5.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643).
4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38).5. Приказ от 31.12 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 г. №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год».
7. Приказ Управления образования Зимовниковского района от 26.04.2016 г. №116 «Об использовании примерных учебных планов для образовательных организаций на 2016-2017 учебный год».
8. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Кировской СОШ № 9 (утверждена приказом МБОУ Кировской СОШ № 9 от 25. 08. 2016 г. № 144).
9. Учебный план МБОУ Кировской СОШ №9 на 2016 - 2017 учебный год, приказ от 25.08.2016 г. №144.
10. Положение о разработке рабочей программы начального общего образования МБОУ Кировской СОШ №9 на 2016-2017 учебный год (приказ от 11.04.2016 г. № 52).
11. Примерная программа начального общего образования. Изобразительное искусство. Б. М. Неменский. Сборник программ к комплекту учебников УМК «Школа России». Просвещение, 2016 г.
12.Авторская программа по изобразительному искусству. Б. М. Неменский, УМК «Школа России», издательство Просвещение, 2016 г.
Для реализации программы в образовательной деятельности используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации: «Изобразительное искусство» под редакцией Неменского Б. М. (М.: Просвещение, 2015 г.) для обучающихся 1 класса.  Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательном процессе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Согласно основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ Кировской СОШ №9 количество часов, отводимое на изучение предмета «Изобразительное искусство» составляет 3 часа в год (федеральный компонент (инвариант), 1 час в неделю, 33 учебные недели. Урок, выпавший на 09.05.17 г. будет проведён 10.05.17 г. за счёт уплотнения темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Содержание программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Выставка детских работ (1 ч)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пДата Тема урока Кол-во
час
План Факт 1 02.09 Изображения всюду вокруг нас. 1
2 09.09 Мастер Изображения учит видеть. 1
3 16.09 Изображать можно пятном. 1
4 23.09 Изображать можно в объёме. 1
5 30.09 Изображать можно линией. 1
6 07.10 Разноцветные краски. 1
7 14.10 Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 1
8 21.10 Художники и зрители (обобщение темы). 1
9 28.10 Мир полон украшений. 1
10 11.11 Красоту надо уметь замечать. 1
11 18.11 Узоры, которые создали люди. 1
12 25.11 Узоры, которые создали люди. 1
13 02.12 Как украшает себя человек. 1
14 09.12 Как украшает себя человек. 1
15 16.12 Мастер Украшения помогает сделать праздник. 1
16 23.12 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). 1
17 13.01 Постройки в нашей жизни. 1
18 20.01 Дома бывают разными. 1
19 27.01 Домики, которые построила природа. 1
20 03.02 Дом снаружи и внутри. 1
21 10.02 Строим город. 1
22 10.02 Строим город. 1
23 24.02 Всё имеет своё строение. 1
24 03.03 Строим вещи. 1
25 10.03 Строим вещи. 1
26 17.03 Хутор, в котором мы живём. 1
27 07.04 Хутор, в котором мы живём (обощение). 1
28 14.04 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. 1
29 21.04 «Сказочная страна». Создание панно. 1
30 28.04 «Праздник весны». Конструирование из бумаги. 1
31 05.05 Урок любования. Умение видеть. 1
32 12.05 Здравствуй, лето! (Обобщение темы). 1
33 19.05 Выставка работ. 1
«Согласовано»
протокол заседания
методического объединения
МБОУ Кировской СОШ №9
от 24.08. 2016 года № 2
_____________ С.П.Губченко.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
____________ Н.А.Фурсова.
____________ 2016г.