Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Школа России 3 класс Школа России


Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
3 класс

п/пТема урока Дата Элементы содержания Материалы Планируемые результаты Характеристика учебной деятельности
Личностные МетапредметныеПредметные Искусство в твоём доме (8ч)
1 Вводный урок Летние впечатленияРисунки о лете Материалы: бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.Зрительный ряд:
слайды по теме урока      
Музыкальный ряд: детские песни о лете Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:
Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
2 Твои игрушки Разнообразие форм декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские).  Особенности этих игрушек связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.   Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов. Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки. 3 Посуда у тебя дома Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.
Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая).
Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).
Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды.
Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды       Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.      Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса). 4 Обои и шторы у себя дома Роль художника в создании обоев и штор. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д.роль цвета обоев в настроении комнаты.
Повторяемость узора в обоях. Роль каждого мастера в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент.Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.      Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.      Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).5 Мамин платок Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.
Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора. Цветовое решение платка. Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.      Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.      Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).   6 Твои книжки Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг.
Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т.Маврина, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин, Е.Чарушин и др.).
Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.      Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.      Литературный ряд: текст выбранной сказки. 7 Открытки       Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики).
Многообразие открыток. Форма открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) и изображение на ней как выражение доброго пожелания.
Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.       Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.      Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках. 8 Труд художника для твоего дома (обобщение темы) В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.      Организация игры в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
9 Памятники архитектуры Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города.
Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор.
Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры – каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в С-Петербурге ит.д.).
Памятники архитектуры – достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.      Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу  в группе;
б) учиться распределять работу  между участниками проекта;
в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;
г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).
Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
10 Парки, скверы, бульвары Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.
Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в С.-Петербурге и т.д.).
Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музей и т.д.) и особенности их устранения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках – мемориалах воинской славы. Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.      Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин. 11 Ажурные ограды       Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе.
Назначение и роль ажурных оград в украшении города.
Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.
Связь творчества художника с реальной жизнью.
Роль природных аналогов в создании ажурного узорочья оград.       Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.      Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов. 12 Волшебные фонари Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Связь образного строя фонаря с природными аналогами Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.      Зрительный ряд: слайды разных фонарей. 13 Витрины Роль художника в создании витрин, рекламы. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина, с обликом здания, улицы, с уровнем культуры города.
Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.      Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет. 14 Удивительный транспорт В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.)       Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.      Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта. 15 Труд художника на улицах твоего села
(обобщение темы) Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?». Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Художник и зрелище (11 ч)
16 Художник в цирке
Цирк- образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища.
Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие.
Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу  в группе;
б) учиться распределять работу  между участниками проекта;
в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;
г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
17 Художник в театре
Истоки театрального искусства. Игровая природа актерского искусства – основа любого зрелища.
Спектакль: вымысел и правдатеатра. Связь театра с изобразительным искусством. Праздник в театре.
Декорации и костюмы персонажей. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.      Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.      Литературный ряд: выбранная сказка. 18 Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение.
Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.      Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм. 19 Театр кукол 20 Маски
      Лицедейство и маска.Маски разных времен и народов.
Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маски-настроения. Античные маски – маски смеха и печали – символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.      Зрительный ряд: маски разного характера. 21 Маски
22 Афиша и плакат
Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр.
Образ спектакля и его выражение в афише.
Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.
Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише.
Шрифт и его образные возможности. Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.      Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши. 23 Афиша и плакат
24 Праздник в городе Роль художника в создании праздничного облика города.
Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.
Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага 25 Праздник в городе 26 Школьный карнавал (обобщение темы) Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов
Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства, декоративного искусства, в разных материалах и техниках Художник и музей (8ч)
27 Музей в жизни города
      Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
28 Картина — особый мир. Картина-пейзаж
Картины создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.
Как воспитавать в себе зрительские умения.
Мир в картине. Роль рамы для картины.
Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства.
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро.      
Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.      Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи,)Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения. 29 Картина — особый мир. Картина-пейзаж
30 Картина-портрет
      Знакомство с жанром портрета.
Знаменитые художники-портретисты, их картины-портреты.
Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир.
Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.      Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
31 Картина-натюрморт
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте.
Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте. Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: картины-натюрморты художников - Ж.-Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др. 32 Картины исторические и бытовые
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров.
Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сцен из домашней жизни, историй, событий.
Учимся смотреть картины. Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки. 33 Скульптура в музее и на улице
Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве.
Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры.
Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.      Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.). 34 Художественная выставка (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».