Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству 6-7 класс ФК ГОС Школа России


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснокаменская СОШ» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
«Утверждаю»
Директор школы _________________Н.Н.Коломоец
Приказ №____________
От «____» _____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 6-7 КЛАССОВ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
«_____»______2015г.
_____________Т.Н.Смирнова
Учитель – Мачулина Любовь Алексеевна
«Рассмотрено»
Протокол заседания МО учителей гуманитарно-эстетического цикла МКОУ «Краснокаменская СОШ»
«____»___________2015г. №__
____________Н.Д. Черная

2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного курса «Изобразительное искусство»
Программа курса по изобразительному искусству 6-7 классы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Место предмета в базисном учебном плане.
В 6, 7 классах по 1 часу в неделю, 34 учебные недели. За год по 34 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного
знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час).
Художественный образ ихудожественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, .Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет(10 часов)
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи..
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Изображение фигуры человека и образ человека(7 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (10 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (9 часов)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Тематический план 6 класс
№ раздела и тем Наименование разделов и тем Учебные часы Контрольные работы Практическая часть
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 1 7
Мир наших вещей. Натюрморт 8 1 7
Вглядываясь в человека. Портрет 10 1 9
Человек и пространство. Пейзаж 8 1 7
ИТОГО 34 4 30
Тематический план 7 класс
№ раздела и тем Наименование разделов и тем Учебные часы Контрольные работы Практическая часть
Изображение фигуры человека и образ человека 7 1 6
Поэзия повседневности 10 1 9
Великие темы жизни 9 1 8
Реальность жизни и художественный образ 8 1 7
ИТОГО 34 4 30
Планируемые результаты изучения КУРСА
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.
(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса).
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
Общие правила построения изображения головы человека.
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о   поэтической   красоте   повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке. 
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения  собственных  переживании с контекстами художественной культуры.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания
Оценка "5"
учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
учащийся не приступил к работе.
Учащийся отказался выполнять задание.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6 класс
Учебно-методический комплект
Примерные программы по ученым предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2-е изд.-м.: Просвещение, 2011.-176с.-(стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.- 129с.
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
Презентация:
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения.
Объемные изображения в скульптуре
Освещение. Свет и тень.
Изображение головы человека в пространстве
Натюрморт в графике
Жанры в изобразительном искусстве.
Городской пейзаж.
Список литературы для учителя
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.- 129с.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского/ авт.-сост О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008г.- 286с.
Список литературы для обучающихся
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: для общеобразоват. учреждений / Л.А.Неменская; под ред. Б.М Неменского. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил.
7 класс
Учебно-методический комплект
Примерные программы по ученым предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2-е изд.-м.: Просвещение, 2011.-176с.-(стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.- 129с.
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
Презентация:
Изображение фигуры человека в истории искусства
Пропорции и строение фигуры человека.
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Список литературы для учителя
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.- 129с. ISBN 978-5-09-021500-8
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского. 2-е изд., стеретип./ авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2008г.- 223с.:ил. ISBN 978-5-7057-1004-1
Календарно тематическое планирование
по изобразительному искусству 6 класс
1 час в неделю (34 часа за год)

п/п Сроки выполнения Наименование раздела (количество часов, темы урока) Практическая часть Формы и темы контроля Оборудование
план факт Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
2 Рисунок – основа изобразительного творчества. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
3 Линия и её выразительные возможности. Рисунок Текущий, оценка рисунка. Репродукции картин, принадлежности для рисования
4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Рисунок Текущий, оценка композиции. Репродукции картин, принадлежности для рисования
5 Цвет. Основы цветоведения. Рисунок гуашь Текущий, оценка подбора цвета. Репродукции картин, принадлежности для рисования
6 Цвет в произведениях живописи. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
7 Объёмные изображения в скульптуре. Пластилин Текущий, устный опрос. Принадлежности для лепки.
8 Основы языка изображения. Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
9 Реальность и фантазия в творчестве художника. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
10 Изображение предметного мира – натюрморт. Рисунок Текущий, практическое задание. Репродукции картин, принадлежности для рисования
11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
12 Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. Графика Текущий, практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
13 Освещение. Свет и тень. Графика Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
14 Натюрморт в графике. Графика Текущий, составление правильного натюрморта. Репродукции картин, принадлежности для рисования
15 Цвет в натюрморте. Рисунок гуашь Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
16 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов).
17 Образ человека – главная тема искусства. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
18 Конструкция головы человека и её пропорция. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
19 Изображение головы человека в пространстве. Рисунок Текущий, практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
20 Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Графика Текущий, практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
21 Портрет в скульптуре. Пластилин Текущий, практическая работа. Принадлежности для лепки.
22 Сатирические образы человека. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
23 Образные возможности освещения в портрете. Графический рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
24 Портрет в живописи. Рисунок гуашь Текущий практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
25 Роль цвета в портрете.
Рисунок гуашь Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
26 Великие портретисты (обобщение темы). Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов).
27 Жанры в изобразительном искусстве. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
28 Изображение пространства. Рисунок Текущий практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
29 Правила линейной и воздушной перспективы. Эскиз Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
30 Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Рисунок Текущий практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
31 Пейзаж-настроение. Природа и художник. Рисунок гуашь Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
32 Городской пейзаж. Рисунок Текущий устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
33 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок Текущий практическая работа. Репродукции картин, принадлежности для рисования
34 Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Календарно тематическое планирование
по изобразительному искусству 7 класс
1 час в неделю (34 часа за год)

п/п Сроки выполнения Наименование раздела (количество часов, темы урока) Практическая часть Формы и темы контроля Оборудование
план факт Тема 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов.
1 Изображение фигуры человека в истории искусства. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
2-3 Пропорции и строение фигуры человека. Рисунок фигуры человека Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
4-5 Лепка фигуры человека. Пластилин Текущий, устный опрос, оценка пропорциональности фигуры модели. Принадлежности для лепки.
6-7 Набросок фигуры человека с натуры. Эскиз Текущий, оценка эскиза. Репродукции картин, принадлежности для рисования
8 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве художников 19-21 веков. Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Тема 2. «Поэзия повседневности» 8 часов.
9 Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
10 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Рисунок Текущий, набросок тематической картины. Репродукции картин, принадлежности для рисования
11 Сюжет и содержание в картине. Рисунок гуашь Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
12 Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Рисунок Текущий, оценка готовой работы. Репродукции картин, принадлежности для рисования
13-14 Жизнь в Крыму в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Изучение творчества крымских художников Текущий, выступления детей. Репродукции картин
15-16 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Коллективная работа
Итоговый Тестовая работа Принадлежности для аппликации
Тема 3. «Великие темы жизни» 10 часов.
17 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Рисунок гуашь Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
18 Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
19-21 Процесс работы над тематической картиной. Рисунок гуашь Текущий, оценка набросков. Репродукции картин, принадлежности для рисования
22-24 Библейские темы в изобразительном искусстве. Рисунок гуашь Текущий, устный опрос, оценка рисунка. Репродукции картин, принадлежности для рисования
25 Монументальная скульптура и образ истории народа. Пластилин Текущий, создание эскиза монумента. Принадлежности для лепки.
26 Место и роль картины в искусстве 20 века. Итоговый. Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования
Тема 4. «Реальность жизни и художественный образ» 8 часов.
27-28 Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Рисунок Текущий, устный опрос, иллюстрация к сказке. Репродукции картин, принадлежности для рисования
29 Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструирование из бумаги Текущий, коллективная работа. Принадлежности для аппликации
30 Зрительские умения и их значение для современного человека. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
31 История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
32 Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Рисунок гуашь Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
33 Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Рисунок Текущий, устный опрос. Репродукции картин, принадлежности для рисования
34 Обобщающий урок за год. Итоговый Тестовая работа Репродукции картин, принадлежности для рисования