Схема самоанализа урока на примере урока французского языка в 4 классе Календарь: времена года, месяцы, погода


Самоанализ урока (25.02.2016)
Тема. Исходя из общих целей предмета ИЯ, и в соответствии с нормами стандарта, в целях изучения учета целостной системы работы, меня как носителя иноязычной культуры заинтересовала данная тема. По типу урок комбинированный. Замысел: систематизировать знания по теме Тема урока «Календарь» с помощью проектно-игровой технологии.
Целевая установка. Урок преследует комплексные цели: обучение общению на иностранном языке, обучение познавательной деятельности с использованием иностранного языка. Урок ориентирован на формирование коммуникативной компетентности учащихся через 4 вида речевой деятельности аудирования, говорения (монологической, диалогической речи), чтения, письма.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
1.Обучение диалогической и монологической речи.
2. Расширение и систематизация знаний по теме: « Le calendrier».
3. Обучение пониманию аутентичных текстов.
4. Обучение работе с техническими средствами (компьютер, интерактивная доска)
5. Обучение проектной деятельности.
Развивающие:
1.Развитие логического мышления учащихся, развитие речевых способностей.
2.Развитие аналитического мышления (описание картинки, умение выразить своё мнение).
Воспитательные:
1.Расширение кругозора учащихся.
2. Развитие уважения и интереса к культуре Франции.
Цели урока соответствуют его месту в учебной теме, требованию программы и учебного плана для данного класса.
Учебное помещение. Кабинет подготовлен к занятию, подготовлены аудитивные, визуальные материалы, раздаточный материал. Учебная атмосфера, созданная на уроке, способна переключить учащихся на предмет. Этому способствуют материалы, рассказывающие о стране, воспроизводимые записи иноязычной речи, визуальная наглядность и текст презентации.
Организационный момент удачно переключает учащихся на предмет, учитель в вопросно-ответной форме подводит к теме, интересуется о готовности к уроку, сообщает о плане урока. План урока ориентирует детей на достижение практических коммуникативных целей.
В основу отбора материала положена речевая потребность детей данного возраста в общении и творчестве. Организована игровая поисковая деятельность как одна из ведущих и результативных в обучении детей данного возраста, использованы анализ, сравнение, обобщение.
Развивая интеллектуальную сферу учащихся (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), было учтено требование возрастных особенностей, материал интересен учащимся, время звучания не более 2-х минут. Полностью использованы развивающие возможности урока - творческие способности, внимание- использование наглядности, восприятие- смена видов работы, память- простой материал, мышление - задания на подстановку, воображение - проектная деятельность .
Учтены особенности группы и отдельных учеников, даны задания дифференцированного характера, использованы опоры (зрительные, схематические, примеры)
Активизация и закрепление материала: учитель вводит новый учебный материал в коммуникативной форме.
Для активизации учебного материала использовались доска, ТСО, материал учебника. Введение нового материала осуществлялось с помощью предметной, изобразительной наглядности, комментария, контекста.
Способ объяснения соответствовал ступени обучения, трудности вводимого материала, целей его усвоения (активное, пассивное).
В обучении аудированию достигнута поставленная цель. Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с этапами. Организована подготовка и восприятие текста: снятие языковые трудности, обучение языковой догадке, поставлено целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию. Удачно использовалась наглядность и языковые опоры. Учащиеся поняли текст. Рациональным было однократное прослушивание.
В обучении говорению был подобран речевой материал: речевые ситуации, видеоролик, текст (устный, письменный). Эффективным оказалось использование игровых приемов и проблемных заданий.
В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое. Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
В обучении письму используются разнообразные приемы и задания (кроссворд, подстановочные упражнения)
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, хоровая, в парах, индивидуальная, их соотношение методически целесообразно.
Все учащиеся заняты разнообразными формами заданий.
На уроке достаточно полно представлены такие формы работы, как ученик-учитель, ученик - раздаточные и видеоматериалы, ученик - реалии страны изучаемого языка, ученик-ученик.
Задание к следующему уроку: дано заблаговременно, мотивировано, учитель контролирует понимание задания, дает рекомендации к его выполнению, задание дифференцировано.
Структура урока соответствует требованиям ФГОС, применимых к структуре комбинированного урока: 1. Организационный этап. 2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности. 3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение знаний. 5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление. 7. Контроль. 8. Рефлексия. 9. Итоги, домашнее задание.
На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии: учет возрастных особенностей, динамическая пауза.
На уроке были продемонстрированы принципы системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
На уроке были продемонстрированы принципы личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку.
Заключительный этап урока: найдено время, чтобы коротко неофициально побеседовать с учащимися, дать развернутую оценку работы каждого учащегося и выставить оценки.
В деятельности учителя соблюдались общедидактические принципы сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному. Были реализованы методические принципы коммуникативной направленности обучения иноязычной речи, устного опережения, функциональности, опоры на родной язык и др.
Учитель и класс: общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной. Учитель готов помочь учащимся, имеет хороший контакт с классом.
Класс (группа) хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиеся спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Учащиеся стремятся пользоваться изучаемым языком, не боятся допустить ошибку, охотно выполняют учебные задания. Использованы приемы контроля: самопроверка, взаимопроверка
Хронометраж времени: экономия времени осуществлена заблаговременным распределением раздаточного материала, оптимальное соотношение времени говорения учителя и учащихся (в минутах), темп урока оптимальный. Родной язык использовался лишь при объяснении работы с синквейном, была дана схема работы, а основное объяснение на ИЯ.
Были ли изменения в плане урока? Какие? Почему?
Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить результат; избежать перегрузки и переутомления; сохранить продуктивную мотивацию. Коммуникация достигнута благодаря проектно-игровой технологии (результат- проект книжка-малышка по мультфильму)
Каковы причины успехов и недостатков урока? Успех сложился из грамотного планирования этапов урока, адекватности заданий возрасту учащихся.
Каковы неиспользованные резервы урока? Что следовало сделать лучше?
(На этапе культуры ведения диалога: проблема обучающихся в формулировании и переводе вопросов. В дальнейшей работе следует обратить внимание на проблему постановки вопросов.)
(На этапе работы в группах: сложность в организации работы вариативных групп из-за новизны класса, учителя, места проведения урока. Можно было остановиться на работе в статичных парах, хоть это и минус с точки зрения системно-деятельностного подхода)
(На этапе рефлексии: сложность с аргументацией своей точки зрения. В дальнейшем работать над развитием аналитического мышления. Для смягчения ситуации был выбран вариант коллективного синквейна, так как данный вид рефлексии требует больше времени)