Обобщение опыта работы по теме Формирование коммуникативной компетентности младших школьников разных национальностей через участие в учебно-сетевых проектах


Формирование коммуникативной компетентности
младших школьников разных национальностей
через участие в учебно-сетевых проектах
В обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования общества. Основная цель педагога – помочь воспитаннику пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти себя, осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признать общепринятые морально-этические нормы, иметь способность к самооценке своих действий, поступков чтобы в конечном итоге – стать Человеком.
В классе, где я работаю, учатся разные дети из благополучных и неполных семей, также семей разных национальностей, в основном это-русские, цыгане. Все семьи проживают в одном районе в непосредственной близости к школе, что обеспечивает более тесный контакт между школой и семьёй в воспитании, коррекции учёбы и поведения моих учеников. Перед школой многие ученики посещали не только детский сад, но и группу дошкольной подготовки при школе.
Однако были и такие, кто не посещал ничего. Уровень развития таких детей отличается от уровня подготовленных ребят, со временем, к 3,4 классу такая «пропасть» всё больше разделяет детей, мешает детям не только в саморазвитии, общении, но и влияет на успешность ученика. Ещё одним условием является языковой барьер. Как правило, русские дети не говорят на цыганском языке, а цыгане собираются на переменах в свой кружок и редко принимают участие в совместных играх, учебная успеваемость таких детей невысокая, что не способствует поднятию имиджа в классе.
Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.
Именно поэтому возникла необходимость организации такой творческой деятельности учащихся, которая создавала одинаковые условия для развития коммуникативной компетентности учащихся разных национальностей через участие в учебно-сетевых проектах.
Что же такое «сетевой образовательный проект»?
Это групповая работа учащихся, основанная на компьютерной телекоммуникации, объединенная общей темой, целью, методами и формами работы.
Наиболее ценно в такой работе то, что дети выполняют задания, основанное на взаимодействии всех участников проекта (учебно-познавательная, исследовательская, творческая, игровая деятельность).
Как правило, цель сетевого образовательного проекта – это создание условий для развития интереса учащихся к определенной теме или предметной области, выбранной координаторами проекта.
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
в определенной степени неповторимость и уникальность
Цели проектной деятельности:
Успешность, альтернативная учебной Общеучебные организационные умения
Общеучебные умения поиска сведений
Творческие общеучебные умения
Применение полученных знаний
Привлечение родителей
Особенности организации проектной деятельности
Двухкомпонентная организация проектной деятельности
Работа над темой и работа над проектами.
Сочетание общей дисциплины и свободы выбора
Коммуникативная компетентность это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми, важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей / умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность.
Если посмотреть на список «общеучебных» умений, навыков и способов познавательной деятельности», предлагаемых Стандартом, то можно увидеть, что половина из них связана с коммуникацией:
-адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
-владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
-владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
-составлять план, тезисы, конспект.
Компетентность формируется не только в процессе обучения. Реализация компетентного подхода зависит от образовательной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Именно поэтому возрастает роль творческой деятельности учащихся во время участия в учебно-сетевых проектах, которая способствует решению поставленных задач.
Творчество затрагивает, приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности.
Таким образом, актуальной задачей учителя начальных классов считаю необходимость создания одинаковых условий для развития творческих способностей и творческого воображения учащихся разных национальностей во внеурочной деятельности, как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, через участие детей в учебно-сетевых проектах
В теоретическом плане учитывались научные идеи теории коммуникации Кашкина В.В.(«Формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом»), Кульневича С.В. (« Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Поэтому трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбе в целом»), Каспржака А.Г. («Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми»). Несомненную ценность для организации коммуникативной компетентности представляют работы Агапова И.Г., Воронщикова С.Г., Ивановой Л.Ф., зарубежные и российские программы и опытно-экспериментальные материалы, посвященные коммуникативному подходу.
По определению психологов «творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Творчество - сложный психологический процесс, затрагивающий непосредственно мышление, воображение.
Цель: разработать технологию творческой деятельности учащихся во внеурочной деятельности, основанную на участии детей разных национальностей в учебно-сетевых проектах, направленную на формирование коммуникативной компетентности.
Задачи данного опыта:
определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетентности;
разработать и апробировать приемы и методы формирования коммуникативной компетентности учащихся через творческую деятельность;
разработать этапы технологии для формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности через организацию творческой деятельности во время участия в учебно-сетевых проектах.
Для выявления овладения учащимися коммуникативной компетентностью была проведена диагностика по следующим критериям:
*уровень навыка чтения школьников;
*уровень определения темы и главной мысли текста;
*уровень владения монологической речью;
*уровень владения диалогической речью;
участие в учебно-сетевых проектах учащихся международного уровня.
1)По первому критерию наблюдается стабильное повышение навыка чтения, включающее в себя правильное, осознанное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм.
При проверке сформированности навыка чтения выделяются три уровня:
уровень - ниже нормы;
уровень - норма;
уровень - выше нормы;
Уровень сформированности навыка чтения
Уровни техники 2014\15 уч. год 2015\16 уч. год
чтения 1 уровень 11 % 14%
2 уровень 22 % 14%
3 уровень 66 % 57%
Одним из важных компонентов навыка чтения является его выразительность. Выразительному чтению принадлежит значительная роль в развитии ребенка. Приведу результаты педагогического исследования
Уровень сформированности выразительного чтения
Основные требования 2014\15 уч. год 2015\16 уч. год
Соблюдение знаков препинания 55 % 28,5%
Соблюдение логических и психологических пауз 33 % 28,5%
Использование смыслового ударения 55 % 28,5%
Интонационное оформление 44 % 28,5%
Темп, ритм, громкость речи 88 % 71%
Выражение эмоционального отношения к читаемому55 % 28,5%
2) Уровни определения темы и главной мысли текста:
уровень - не может сформулировать тему и главную мысль текста;
уровень- тема и основная мысль текста формулируется частично;
3уровень - правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему;
Уровень _ определения темы _ и главной мысли текста
Уровни определения 2014\15 уч. год 2015\16 уч. год
темы и главной мысли 1 уровень 11 % 14,2%
2 уровень 22 % 14,2%
3 уровень 66 % 71,4%
3) Владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. При оценивании уровня развития связной речи (устный монолог) ориентировалась на основные, принятые в науке критерии разработанные Т.А.Ладыженской, М.Р. Львовым, Н.Н. Китаевым, В.В Голубковым.
При анализе умений учащихся строить монологические высказывания пользовалась показателями:
уровень - отсутствует логичность, последовательность, связность высказывания;
уровень - учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка;
3уровень - речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому.
Уровень владения монологической речью
Построение 2014\15 уч. год 2015\16 уч. год
монологического высказывания 1 уровень 11 % 28,5%
2 уровень 33 % 41,2%
3 уровень 55 % 57,1%
4) Диалог служит цели развития речевой деятельности младших школьников. Проводя замеры устной диалогической речи, пользовалась следующими показателями:
1 уровень - налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения формулировать вопросы и ответы по заданной теме;
2 уровень - испытывают затруднения в общении с друг другом, не всегда учитывают точку зрения другого, перебивая собеседника;
3 уровень - владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.
Уровень владения диалогической речью
Владение
диалогической речью 2014\15 уч. год 2015\16 уч. год
1 уровень 31 % 14,2%
2 уровень 33 % 14,2%
3 уровень 55 % 57,1%
5) Результатом работы по развитию творческих способностей является активное участие моих учеников в различных учебно-сетевых проектах международного уровня, которые требуют проявления творчества в различных сферах. Созданные команды, выполняют все задания учебно-сетевых проектов и получают сертификаты финалистов. А с 2016-2017 учебного года ребята принимают участие в образовательном маршруте «Удивительное рядом», где участие в каждой четверти в одном учебно-сетевом проекте.
УСП «Белокаменное Золото России»
УСП «Необычное в обычном»
УСП «Наставление с хитринкой»
: УСП «Город с изюминкой»
Таким образом, можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся:
уровень (низкий): техника чтения - ниже нормы; не может сформулировать тему и главную мысль текста; отсутствует логичность, последовательность, связность высказывания; налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения формулировать вопросы и ответы по заданной задаче;
уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении с друг другом, не всегда учитывают точку зрения другого;
уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему; речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.Динамика уровня сформированности коммуникативной компетентности
Уровни 2014\15 уч. год 2015\16 уч.
сформированностигод Низкий 25,75 % 16,5%
Средний 53,5 % 43%
Высокий 20,75 % 39,25%
Таким образом, результативность деятельности по формированию коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения оптимальна и обеспечивает положительную динамику их развития.
Список использованных интернет-ресурсовhttp://medvedsk1-4.ucoz.ru/_ld/0/25__-PPTminimizer-.pdfhttp://ruemcenter.ru/sites/default/files/Documents/2015/sbornik_konferencii_ito_mariy_el_2015.pdf
http://www.1pku.ru/images/Document/MetodKabinet/CD/pdf/stpku8.pdf