Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новосокольники».
Школьная научно-практическая конференция






Декоративная разделочная доска под Хохлому.



Автор: Вилков Александр,
11 лет, 5«А» класс средней
школы №1 г. Новосокольники
Руководитель: Копылова Г. А.
учитель ИЗО 5 «А» класса



.

Оглавление

Введение
Историческая справка.
Выбор росписи..
Инструменты и материалы..
Конструирование..
а) процесс изготовления
б) конструкция
7. Порядок изготовления и росписи
8. Экономический расчет.
9. Реклама..
10. Анализ изделия..
11. Использованная литература
12. Приложение..
13. Оценочный лист





























ВВЕДЕНИЕ

Цель моей работы познакомиться с народными промыслами, а более подробно с одним из них.
Я поставил перед собой задачи:
Познакомиться с историей народных промыслов
Совершенствовать графические навыки
Развивать свой художественный вкус, творческую фантазию
Изготовить декоративную разделочную доску и расписать ее узорами одним из видов народной росписи.
Прежде, чем я взялся за изготовление декоративной разделочной доски я познакомился с тем, что такое декоративно-прикладное искусство. Узнал, какие виды народных промыслов существуют.
Я считаю, что выбранная мной тема актуальна, т.к. кухонная разделочная доска нужна всегда, она является украшением интерьера кухни. После того, как я выбрал тему, я должен сделать заготовку разделочной доски, расписать ее, а также написать пояснительную записку. Мое изделие соответствует всем требованиям. Я считаю, что моя поделка простая и доступная моим умениям. Она должна быть экологически чистой. Я хочу, чтобы декоративно-разделочная кухонная доска была красивой, небольшой и вписывалась в интерьер моей кухни.
























ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Что побуждало людей придавать обыденным, полезным вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать?» И сам отвечал: «Стремление к совершенству формы
Людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного».
М. Горький
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. И наша задача передавать это наследство из поколения в поколение, от прадедов – дедам, от дедов – к отцам, от отцов – детям, от детей – внукам и т.д.

Время идет, оно меняет многое вокруг нас. Появились компьютеры и сотовые телефоны, люди летают в космос и опускаются на дно океана. Но по прежнему улыбаются нам веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные «барыни» и свистульки.
Разошлись по всему свету изделия народных мастеров. Лаковые шкатулки с миниатюрной живописью из поселков: Палех, Гжель, Дымково. Расписанные яркими букетами металлические подносы из села Жостово. Снежно-белые кружева вологодских и кировских мастериц. Золотые, украшенные огненными травами. Хохломские ложки и чашки. Красочные полхов-майданские матрешки. Большинство этих изделий люди обычно дарят на память друг другу, гостям, приезжающим к нам из-за рубежа.






Познакомился с адресами народных промыслов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Поговорим подробнее о Хохломской росписи.
Посмотрите! Вот так чудо;
Золоченая посуда!
Для красы и для души
Разрисованы ковши,
Расписные чашки, ложки,
Удивительные плошки.
На посуде – завитки,
Листья, ягодки, цветки!
Черным, золотым и красным
Роспись сказочно прекрасна.
Называется она
Золотая Хохлома!
Есть у нас в России сказочно красивые края, - там, где протекает великая русская река Волга, среди густых лесов стоит село Семино – Родина Хохломской росписи. «Золотая роспись деревянной посуды появилась на Руси давно, в 16 веке. 400 лет простые деревянные миски превращаются в «золотые» без использования драгоценного металла. Она настолько прекрасна, что по всему свету ходят о ней легенды.
Послушайте легенду.
Когда-то давным-давно сбежал от царской немилости в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе из дерева избу, смастерил лавки, стол, полки. Дошло дело и до посуды. Из дерева же вырезал он себе ложки, чашки, плошки. Прилетели к нему птицы, он кормил их пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды – и стала посуда золотой.
Никто жар-птицу ту не видел, потому и рисует ее каждый мастер по –своему.
Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братины.
Братина – это большая чаша, которую участники пира передавали за столом по кругу, как бы братились при этом. А в виде птиц, потому что считалось, что она приносит счастье, удачу.
Кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

А вот и еще одна легенда:
Жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил он мастерство, но больше любил он вольную жизнь. Поэтому он покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом, т.е. рисовать. Мечтал он о таком искусстве, которое бы стало родным всем, как русская песня. Так и появились первые чашки, украшенные пышными цветами и тоненькими веточками. Писал художник свои травы красным, черным, золотым, которые иконописцы применяли для росписи икон. Эти цвета придавали посуде праздничный вид. Научил мастер своему ремеслу и местное население. И стали люди зарабатывать на кусок хлеба своим промыслом. В одном селе посуду точили, а в другом расписывали, а потом везли свою красоту в село Хохлома, где ее и продавали. Вскоре посуда стала самой любимой в народе, и начали называть ее хохломской. Слава о художнике разнеслась по всей земле. Многие стали рубить себе избы и селиться рядом. Дошла слава великого мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти и вернуть беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер об опасности, собрал односельчан и раскрыл перед ними секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как не искали, нигде и не нашли. Исчез художник, но труд его не исчез.
- Из чего же делали мастера-умельцы хохломскую посуду?
Для этой цели в лесу срубали дерево (липу), распиливали на чурбачки, которые хозяин передавал в руки малолетним сыновьям. Сыновья снимали кору, работая топориком, превращая их в баклуши. Бак это грубая заготовка для чашки, т.е. «топорная» работа. Отсюда и вышло выражение – «бить баклуши», т.е. делать легкую работу. А затем мастер долго ее обтачивал, шлифовал.
Золотая Хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
  Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт
Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий.
   В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена "Знак Почета" "Хохломская Роспись".

У хохломской росписи 3 признака:
В цветовое оформление обязательно входят – черный, красный, золотой цвета.
Орнамент всегда растительный.
Листья узкие с завитками или широкие, зеленые в сочетании с черным и золотым.






















ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

Дерево – один из наиболее распространенных материалов, используемых для изготовления разделочной доски. Лучше подойдут: береза, липа, клен, т.к. эта древесина не имеет горьковатого привкуса, ведь мы будем использовать ее для резания хлеба, овощей и других продуктов. Хуже подойдут сосна, ель. Нельзя использовать осину. Кроме того березу,, особенно липу использовали народные умельцы для изготовления посуды..
Для росписи я использовал следующее оборудование:
Карандаш
Разделочная деревянная доска
Гуашевые краски
Кисточки
Вода
Ластик
Лак для покрытия поверхности доски




























КОНСТРУИРОВАНИЕ

1.2. Процесс изготовления

ОПИСАНИЕ:
Вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды так называемого «белья»
затем следует грунтовка покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом
далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием
изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи
нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи
изделие лакируют и подвергают “закалке” или горячей сушке, в зависимости от состава лака
Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужи.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото готовых изделий












1.3. Конструкция Роспись изделия.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Мною изготовлена доска из липы и не одна, поэтому выше фото не моей доски, но элементы узора я подсмотрел именно здесь.
Типы орнамента «верхового» письма
Роспись «под фон». Начинается с прорисовки листьев и цветов, затем фон заливается краской – чаще чёрного цвета.
По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов.
Поверх закрашенного фона делаются «травные приписки».
«Травная» роспись. Напоминает привычные травы: осоку, луговик.
Орнамент пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками.
Роспись «под листок» или «под ягодку»
Техника «Кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РОСПИСИ.

№п\п
НАИМЕНОВАНИЕ, ОПЕРАЦИЯ
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ИСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1.
Изготовление изделия по предварительной схеме.

- выпиливание из целого куска фанеры при помощи лобзика

- обработка выпиленного куска наждачной бумагой



Лобзик, фанера, наждачная бумага

2.
Набросок рисунка узора карандашом
Использую образцы росписи
Карандаш, резинка

3.
Роспись фона
Цвета: черный, желтый, красный
Акварель, гуашь, кисть №2,3

4.
После высыхания фона расписываю выбранные элементы узора росписи
Роспись птицы, травки, ягодки
Акварель, гуашь, тонкая кисть №1

5.
Покрытие изделия лаком, сушка изделия

Акриловый лак, толстая кисть



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Экономический расчет.

Передо мной стоит задача сформировать цену своего изделия.

Ц.и.= Пс+П+НДС, где
Ц.и. – цена изделия;
Пс – полная себестоимость;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость.

Рачет полной себестоимости.

Пс=Пз+Кз, где
Пз – производственные затраты;
Кз – коммерческие затраты.

Расчет производственных затрат.

-материальные затраты
-заработная плата
ЕСН (единый социальный налог)
-накладные расходы
-потери от брака

Расчет материальных затрат.
№ п\п
Наименование материалов
Единицы измерения
количество
Цена за 1 единицу
стоимость

1.
Фанера из липы, краски (акварель, гуашь),
лак
450 см2


100г.
1


-
15 р.


10 р.
15 р.
5 р.

10 р.

ИТОГО30 р.

1.3. Расчет заработной платы.

- расчет трудоемкости
В=П+О+З, где
В-время;
О - основное;
З - заключительное.
В = 24

Берем заработную плату по тарифу 10-го разряда.
1064 р. За месяц.

Расчет стоимости 1 часа по тарифу.
1064:160=6,65 р.

Расчет з/п за 1 ч х кол-во часов=6,65 х 24=169,9 р.
Расчет ЕСН (35,6% от заработной платы)=169,9:100х35,6=61,5 р.
Расчет наклодных расходов (80% от з/п)=169,9:100х80=136 р.

Потерь от брака нет.

ИТОГО производственные затраты=30+169,9+61,5+136=397 р.

1.3. Расчет коммерческих затрат.
(4-5% от производственных затрат)

Коммерческие = производственные : 100х4=17 р.
затраты затраты

ВСЕГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ=ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ+КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ=397+17=414 Р.


























РЕКЛАМА

«МАСТЕРСКАЯ КРАСОТЫ ЖДЕТ ВАС!»

ТОРОПИСЬ, НАЛЕТАЙ, ПОКУПАЙ.



Внимание!
Только сейчас и только у нас
Недорогие разделочные доски высокого качества.
Скажите, какую вы хотите доску!?
И мы поможем вам в приобретении такой красоты!

Обращайтесь к нам по адресу: г. Новосокольники, ул. Партизанская, 14.





АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЯ

Я считаю, что сделанная мной доска по конструкции простая. Во время изготовления я изменил мотив Хохломского узора, внес свою идею, потому что были сложные для меня узоры хохломской росписи.
Декоративная доска экологически чистая и не будет загрязнять окружающую среду, т.к. она сделана из экологически чистых материалов.
Хорошо вписывается в интерьер моей кухни. При работе над проектом я узнал историю народных промыслов, приобрел навык рисования элементов хохломской росписи.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










Использованная литература.

Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с., 16с.
Классные часы: 5 класс/ Авт-сост. А. В. Давыдова. – М.:ВАКО, 2008.
Изобразительное искусство. 5 кл.: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/ авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.





































ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
ОЦЕНКА


1. Введение
Историческая справка
Выбор росписи.
Инструменты и материалы.
Конструирование.
а) процесс изготовления
б) конструкция и роспись
7. Технология изготовления
8. Экономический расчет.
9. Реклама.
10. Анализ изделия.
11. Использованная литература





ИТОГ:









13PAGE 15


13PAGE 14315



Жостово

Хохлома

Городец

Палех

Гжель

Павловский посад



ИВАНОВО

МОСКВА