Выступление на педагогическом совете на тему Работа социально-психологической службы с детьми группы риска


Работа социально-психологической службы с детьми «группы риска».
(Слайд 1) Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это далеко не так. Все чаще дети становятся оружием выяснения отношений между родителями, подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Злоупотребление старшими спиртными напитками, пренебрежение родительскими обязанностями и ошибки в воспитании, а часто и его полное отсутствие, приводит к тому, что маленькие граждане предоставлены сами себе, занимаются бродяжничеством, преступают черту закона.
(Слайд 2) Социально-психологическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска - одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога и психолога.
(Слайд 3) Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д.
(Слайд 4) Основные задачи, которые решает социально-психологическая служба в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие: 
выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; 
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); 
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; 
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 
Основные усилия педагога-психолога и социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе. 
(Слайд 5) Социально- психологическая работа с детьми «группы риска» имеет две основные составляющие:
Выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Алгоритм работы с детьми «группы риска» может быть следующим:(Слайд 6) 1. Выделение детей «группы риска». Его мы проводим совместно с классными руководителями, которые заполняют социальный паспорт класса. По этим данным формируется банк данных детей и подростков «группы риска». Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу или социальному педагогу в случаях: 
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; 
кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. 
Алгоритм работы классного руководителя по выявлению «трудных учащихся» вы можете увидеть на слайде, а также на памятках, которые я вам раздам чуть позже.2. Социальный педагог совместно с психологом собирают сведения о взаимотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.3. Педагогом-психологом проводится лонгитюдное исследование состояния и динамики психологического здоровья детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. 5. На основании полученных сведений и анализа результатов исследования строится коррекционно-развивающая и консультативная работа, проводимая в форме индивидуальных или групповых занятий. Данная работа направлена прежде всего на преодоление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В зависимости от возраста:
- у дошкольников проявляются высокая тревожность, детские страхи, недостаточное развитие свойств внимания и памяти, отсутствие позитивной самооценки, слабая произвольность;
- у младших школьников - слабые произвольность и саморегуляция, трудности социального взаимодействия, высокая тревожность, детские и школьные страхи, низкая степень развития интеллектуально-познавательных функций, низкая или неустойчивая учебная мотивация, недостаточное нравственное развитие, высокая склонность к рискованному поведению;
- у подростков – высокая тревожность, склонность к депрессии, сложности социального взаимодействия, неустойчивая учебная мотивация, склонности к зависимому и рискованному поведению.
(Слайд 7) Одна из самых главных проблем детей, находящихся в социально-опасном положении, - это наличие большого количества времени, когда они предоставлены сами себе. Основным направлением по ее решению является работа социального педагога по вовлечение такой категории учеников во внешкольную жизнь. Занятость в кружках, подготовка и проведение различных мероприятий, участие в конкурсах и акциях – все это позволит провести время с пользой, благоприятно скажется на выборе профессии, отразится на эмоциональной сфере личности ребенка. Поэтому выявление интересов и склонностей детей является важным направлением работы педагога-психолога.
(Слайд 8) Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.
Таким образом, можно сделать вывод, что только комплексный подход к профилактике несовершеннолетних «группы риска» может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.
(Слайд 9) В конце своего выступления я хотела бы раздать вам психологические рекомендации по взаимодействию с детьми «группы риска», а также на этих листовках есть алгоритм работы классного руководителя по выявлению данной категории детей.