Доклад Организация социально-психологической службы в рамках деятельности школьного совета профилактики

Организация социально-психологической службы
в рамках деятельности школьного совета профилактики
В настоящее время дети являются одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Социально-психологическая служба (СПС) в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.
В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации. СПС – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального сопровождения образовательного процесса в нашей школе организована работа социально-психологическая службы.
Цель СПС:
Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем; оказание помощи в решении проблем;
В состав социально психологической службы нашей школы входят заместители по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед и классные руководители.
Анализ функциональных возможностей каждого члена социально психологической службы школы и потребностей реальной практики позволило выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.
Организационно-посредническое - непосредственные организаторы деятельности социально психологической службы школы, то есть социальный педагог и заместители директора по УВР. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать.
Исследовательское. Психолог школы изучает, диагностирует различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей, занимается исследованием.
3. Аналитическое. Аналитическая работы осуществляется ПМП (психолого-медико-педагогическим) консилиумом школы, включающим социального педагога, заместители директора по УВР, психолога, классных руководителей, педагогов. Школьный консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение, порекомендовать обратиться в зональную ПМП комиссию.
4. Практическое. Это непосредственные исполнители. К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьника. Это учителя и родители, заместители директора по УВР, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, педагог ДО, медик школы.
Основными направлениями деятельности социально-психологической службы школы являются:
Диагностическое направление
- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.
- выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.
Диагностическую работу в школе педагог-психолог проводит как в группе, так и индивидуально. Цель ее диагностик:
1) определение хода психического и соматического развития в соответствии возрастным нормам.
2) изучение особенностей ребенка и социальной ситуации его развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3) Проведение социально-психологической диагностики общения ребенка со сверстниками или взрослыми. Выявление психологических причин нарушения общения.
Профилактическое направление
Профилактическая работа направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. На этом этапе очень важна роль взрослых: родителей, педагогов, окружающих ребенка, которые реально могут помочь или повлиять на ребенка с различными нарушениями (в обучении, поведении и т.д.), только взрослые могут помочь в преодолении трудностей.
Коррекционно-развивающее направление
Активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности индивидуальности ребенка. Главная задача – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормам, подобрать к каждому ученику индивидуальный подход обучения и воспитания, а также подобрать индивидуальные методы в развитии особенностей и склонностей.
Особое место в коррекционно-развивающем направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учебе и поведении учащихся.
В последнее время таких учащихся с отклонениями как в учебе, так в поведении становится все больше и больше. Наша школа не исключение. Поэтому работа с такими детьми налажена и ведется своевременно. Специалистами СПС разрабатываются планы коррекционной работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностик. И носят индивидуальный конкретный характер.
Консультативное и просветительское направление
Осуществляется специалистами СПС с учащимися, родителями и учителями, как индивидуальное, так и групповое консультирование по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, личным проблемам.
Социально-правовое направление
Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. В зависимости от ситуации, ели есть необходимость направляет к узким специалистам.
Т.е. из всего сказанного выше можно выделить, что самым важным в работе СПС является ранняя профилактическая работа с учащимися и родителями, которая должна быть направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школльного возраста.
А потом уже выявление среди них отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, проблемы в учебе, неблагополучия и др.; и организация социально-психологической работы с ними.
В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их родителями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для развития ребенка одинаково важны семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель. Работа специалистов СПС предусматривает оказание помощи учащимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами. Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности. Особое место в работе логопеда занимают дети с различными речевыми нарушениями. Логопеды службы корректируют детям правильное произношение звуков, помогают справиться с дисграфией.
Тема совещания «Взаимодействие с профилактическими органами города», поэтому подробнее остановлюсь на профилактическом направлении работы СПС школы № 10.
Если у ребенка выявляется нарушение в поведении, учебе или во взаимоотношении со сверстниками или родителями, или педагогами, или учитель заметил неблагополучие в семье ученика, или ученик подолгу находится на лечении, или просто не посещает уроки в школе, то классный руководитель незамедлительно обращается в СПС. После обращения и бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, в зависимости от ситуации организовывается посещение ученика на дому. В этой работе чаще всего участвуют социальный педагог, психолог школы и классный руководитель.
Далее социально-психологическая служба планирует индивидуальную профилактическую работу по оказанию помощи ребенку и его семье. Вся профилактическая работа зависит от той ситуации, которая на данный момент имеется в семье и зависит от сложности ситуации.
После планирования начинается этап реализации плана. На данном этапе очень важна роль педагогов и взрослых членов семьи, которые могут оказать реальную помощь ребенку. Здесь как раз и происходит взаимодействие школы с профилактическими органами города. Такими как ПДН, КДН, Центр социальной защиты населения, Центр занятости, Центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи (который находится по адресу: г.Стерлитамак, ул. Артема, 71), Межрайонный центр социальной помощи семье и детям филиал социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним («Данко»), городской наркологический диспансер, психо-невралогический диспансер, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и др. Очень большую помощь могут оказать организации, в которых работают родители ученика.
Наша школа очень много проводит мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений и последствий, на профилактику проблемных ситуаций в семье, или у ребенка с приглашением специалистов профилактических органов города.
Это такие мероприятия как:
Родительский всеобуч (классные и общешкольные родительские собрания, Дни открытых дверей по параллелям, индивидуальные консультации, беседы с приглашением узких специалистов). Наша школа открыта для всех участников образовательного процесса.
Организация совместных праздников для родителей и детей.
Вовлечение учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН, КДН в кружки и спортивные секции (1 место в городской и республиканской НПК).
Приглашение родителей на заседания школьного ПМП консилиума.
Приглашение родителей и учеников на заседания Совета профилактики.
Организация Дня инспектора ПДН. В этот день приглашается инспектор ПДН и совместно с ним проводятся индивидуальные профилактические беседы с учениками в присутствии родителей и педагогов.
Совместные рейды учителей и инспектора ПДН по семьям учащихся. Контрольное посещение семьи или обследование жилищно-бытовых условий семьи, обязательное проведение профилактических бесед с родителями и детьми на дому.
Тематические лектории для учащихся школы по параллелям или в классе.
Инструктивные беседы с родителями по профилактике ЧС.
Благотворительные акции.
Организация бесплатного посещения театров, концертов, цирковых представлений, киносеансов.
Практически все учреждения культуры, кинотеатр Салават, Стерлитамакский государственный русский драматический театр, Стерлитамакское государственное театральное объединение делают скидки или предоставляют возможность бесплатного посещения, откликаются на наши просьбы.
Важное место в работе СПС стала координация работы педагогического коллектива с трудными подростками, их семьями и родителями, ведущими аморальный образ жизни, т.е. неблагополучными. Мне кажется, что это самая сложная нескончаемая работа, которая иногда и не приносит положительного результата.
Взаимодействие специалистов СПС с городскими профилактическими органами имеет своей целью совместное решение проблем несовершеннолетнего ребенка и его семьи, оказание помощи в решении проблемы.
Только взаимодействие и комплексный подход может дать положительный результат в решение проблем учащегося.
В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность специалистов СПС:
ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.
УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.
НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;
формирование нравственности, воспитание трудолюбия.
ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи
в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.
ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик.