Семинар-практикум для педагогов «Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников»


Семинар-практикум для педагогов
«Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников»
Щербакова Т.А., воспитатель
МАОУ «Начальная школа – детский сад №15»
Цель: формирование представлений о способах и методах гендерного воспитания дошкольников
Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.
Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.
Игры приключения Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.
Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.
Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!
Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века
Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….
Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку. так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образо вательном, учреждении.
Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм.
Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.
Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками.
В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Задание для педагогов:
1. разделиться на группы
2. каждой группе дать по 1 виду игр.
3. придумать по 3 игры из данной группы
4. рассказать о своих играх