О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СЕМЬЕ «ТОЛКЫН»


КГУ «Детская деревня семейного типа села Кенжеколь»
Л.М.Скрынчук – мама-воспитатель, категория 2
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СЕМЬЕ «ТОЛКЫН»
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПТАНИЕ– это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей ребенок должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину
В семье «Толкын» проживает три мальчика – возрастом 13, 10, 8 лет и три девочки – 10, 8, 6 лет. Воспитание ведется в соответствии с утвержденной программой «СемьЯ» и поставленными целями и задачами гендерного воспитания «Я-личность»:
:- воспитывать у детей необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру; закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у детей интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
 - развивать у детей представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
 - развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей; вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ; - обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
 - закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
 - углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
В своей работе использую такие методы и приемы как игры по гендерному воспитанию:
· Сюжетно – ролевая игра «Семья»
· Беседы с использованием иллюстраций , художественной литературы
· Проблемные ситуации с этическим содержанием
· Изготовление подарков для мам, сверстников
· Дидактические игры : «Кто чем любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего , чем отличаемся?» , «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».
Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек
В процессе работы у детей вырабатываются:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Так же в процессе работы детям прививается гендерная культура которая предпологает:
* формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.
* раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек.
* формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
  Критерии сформированности гендерной культуры (в целом):
*    становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
*      стремление к взаимопониманию;
*     наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.;*     наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;  *   наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи.
– Так что же все-таки делать педагогам?
– При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. При отборе содержательной части обучения детей важно помнить о том, что кисть руки мальчика в развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот!