Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Коррекция заикания с использованием аппарата АКР — 01м «Монолог»»


Цыремпилова М. Д-Ц., учитель-логопед ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Коррекция заикания с использованием аппарата АКР -01м «Монолог»»
Цель: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания. Задачи: 1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово). 3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.
4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов. 5. Воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением, чувство уважения друг к другу.
Оборудование: зеркала, 2 аппарата для закрепления навыков и коррекции речи АКР -01м «Монолог», карточки с речевыми заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент
а) Приветствие.
б) Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.II. Релаксационная гимнастика
Руки поднять вверх, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. Расслабить кисти, локти, бросить вниз.
Ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук.
Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.Тик-так, тик-так,Ходят часики вот так:Влево, вправо,Влево, вправо.
Правую руку медленно поднять в сторону – бросить, как плеть. То же с левой рукой.
Оба плеча поднять к ушам – бросить.
Туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова – медленно подняться.
Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.III. Артикуляционная гимнастика
Открыть рот и закрыть.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1—5.
Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.
Присасывающее движение губ.
Произвольно покашливать.
Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»).
Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.
IV. Дыхательно-голосовая гимнастика
Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.
Один звук на выдохе:
а) шепотом;
б) тихим голосом;
в) голосом средней громкости;
г) громко.
а э о у ы и я е ё ю
Два звука на выдохе
аээаоауаыаиаяаТри звука на выдохе:
аэооаэыаэяаэеаэаоуоэуыэояэоеэоЧетыре звука на выдохе:
аэоуоаэуыаэоеаэооыияаоуыоэуыыэоуяэоуеоуыПять звуков на выдохе:
аэоуыэаоуыоэоуыуэоуыСчет до 5:
1 (тихо) — 2 (громче) — 3 (еще громче) — и т. д., до 5.
Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.
V. Работа над плавностью речи
1) Работа над словом
• Обозначение контура слова гласными звуками.
ая - ая – Аня аа - аа - Аза оо - оо – окно
ааия - ааия – авария уиа - уиа - улица еия - еия- ежится
юо - юо - юмор иа - иа - Ира
• Произнесение одного слова на выдохе.
Аня, он, уши, электростанция, юморист, игры, обои.
• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.
Артист - артист - артист.
Удален - удален - удален.
Огород - огород - огород.
• Произнесение трех разных слов на выдохе.
Аня - Алла - Аза.
Уж - удаль - устрица.
Ёлка - еж - емкость.
Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.
• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.
Слова: плачу, хлопок, полки, замок, кружки, мука.
Хлопок – волокно семян хлопчатника, употребляется для изготовления пряжи.
Полки – воинские части, входящие в состав дивизии.
Мука – сильное физическое страдание.
2) Работа над фразой
а) из 2 слов
Ужин окончен.
Улица опустела.
Аппаратура установлена.
Аквалангист отважен.
Аппаратура – прибор, механическое устройство.
Аквалангист – спортсмен, плавающий с аквалангом.
б) из 3 слов
Спряжение предложений из 3 слов.
Я упражняюсь ежедневно.
Ты упражняешься ежедневно.
Он (она) упражняется ежедневно.
Мы упражняемся ежедневно.
Вы упражняетесь ежедневно.
Они упражняются ежедневно.
Я говорю плавно.
Ты говоришь плавно.
Он (она) говорит плавно.
Мы говорим плавно.
Вы говорите плавно.
Они говорят плавно.
VI. ИтогПодведение итога занятия.