Библиотечный урок Структура книги


730155-586314
Тема: «Структура книги. Элементы книги».
Библиотечно-библиографический урок для 3класса.
Форма: информационно-практическая
Место проведения: компьютерный класс
Материалы и оборудование: Книжная выставка, книги для практических заданий, памятки, тесты, компьютер для показа презентации и работы на WEB сервисах.
Плакат:
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
                                         В. Боков.
Цель: Формирование основ знаний о структуре и основных элементах книги.
Задачи:
Сформировать понятия: обложка (переплет), титульный лист, корешок, страница.
Сформировать основу умений использования элементов книги для её характеристики;
Ход мероприятия
Организационный момент
Библиотекарь:
Добрый день ребята, я рада приветствовать вас в школьной библиотеке. В начале урока демонстрируется видеоролик (Рождение книги).
Чтец:
Я книги выбираю с наслажденьем, На полках, в тишине библиотек. То радость вдруг охватит, то волненье. Ведь книга каждая как будто человек. Одна стара, мудра, зачитана до дыр. В другой, все необычно, странно, ново. Мне книги открывают целый мир. За шагом шаг иду от слова к слову. 
Библиотекарь:
Ребята после того, что вы увидели в ролике и услышали в стихотворении, как вы думаете о чём пойдёт сейчас речь? Давайте определим тему нашего урока (ответы детей).
Действительно книга является нашим надёжным помощником. Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней. Как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
 Нас окружает множество книг, из которых мы получаем необходимые знания. Мы читаем разные книги: художественные, научно-познавательные, справочные и энциклопедические издания.
Когда вы берёте в руки книгу, то не сразу начинаете ее читать, а бегло перелистываете страницы, рассматриваете картинки, решая, читать или не читать?
Что же помогает довольно быстро определить, о чем книга, каков ее характер, на кого она рассчитана? У каждой книги, кроме ее основного текста, есть еще и другие части – элементы, как принято говорить.
Это обложка, переплёт, суперобложка, форзац, титульный лист, корешок, содержание (оглавление), иллюстрации. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с книгой заново. И всякое знакомство начинается с внешнего вида – с одежды. Вы все носите одежду? (Ответы детей). И у книги тоже есть своя одежда, только она называется по другому.
Обложка (слайд №4)
Обложка – это как бы дверь в книгу. С обложки и начинается первое знакомство с книгой. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой - тогда её называют переплётом. (слайд №5)
В старину переплеты делались из кожи и украшались тисненым рисунком. Особо ценные книги имели металлические застежки, а порой украшались драгоценными камнями и золотом.
Иногда поверх обычного переплета делают еще дополнительную обложку из бумаги. Она сохраняет основную, украшает ее и называется суперобложкой. (слайд №6)
Одновременно демонстрируются книги в обложке, переплёте и с суперобложкой.
Ребята, а для чего нужны эти элементы книги? Кто знает?(Ответы детей) Да. Обложка и переплёт, является внешним защитным устройством для книгии придает ей нарядный вид, она подскажет нам, кто написал книгу, как она называется, иногда название издательства. А если есть картинка, то можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями мы встретимся, читая произведение и одновременно помогают отысканию данной книги среди других.
Ребята, а какую информацию можно получить если рассмотреть обложку книги. (ответы детей)
Правильно ребята на обложке всегда как правило имеется название книги, фамилия автора.
Страницы. (слайд №7)
Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются «брошюрой».
А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе - получается книга. И чтобы они крепко держались вместе их скрепляет такой элемент как корешок -он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал. (слайд №8)
Демонстрация книг разного объема страниц и корешков.
Когда мы раскроем книгу то увидим лист, половина которого приклеена к переплетной крышке, а половина свободна. (слайд №9) Лист этот называется форзац. Нужен он для того чтобы соединял книжный блок с обложкой. Форзац может быть просто гладким, белым или цветным, но иногда на нем бывает какой-нибудь рисунок.В детских изданиях он обычно красочно оформлен. Его оформление связано с содержанием книги.
Демонстрация книг с разными форзацами.
Титульный лист. (слайд №10)Перевернем форзац, и перед нами титульный лист. Титульный лист или заглавный. Его называют лицом книги. Это один из важнейших элементов книги. Он дает очень много сведений о книге. Здесь сообщено всё самое главное о книге. Автор книги, название, издательство, город, в котором была издана книга, год издания. Фамилия художника, который сделал иллюстрации.И поэтому очень важно уметь читать титульный лист.
Иногда ниже заглавия более мелкими буквами пишется дополнительное заглавие. Из них мы можем более точно узнать, о ком или о чем эта книга. А еще подзаголовок может сказать о жанре книги, т.е. – стихи это, сказки, роман, повесть, рассказы или справочное издание. Теперь обратим внимание на самый верх титульного листа. Там в некоторых книжках указывается еще и название серии. Серия – это несколько книг, объединенных одной темой. В каждой из таких книг в верхней части титульного листа помещается одинаковое название серии например: «Школьная библиотека», «Читаем сами». Теперь представим, что мы взяли в руки книгу, у которой вся обложка разрисована, а титульный лист и вовсе оторван. Можно ли по ней узнать, о чем она? Получается, что очень важно беречь обложку и титульный лист, а ещё лучше всю книгу. Ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто написал ее, и как она называлась.
На этой странице
В порядке особом
Прочтешь мой читатель,
Сверху вниз
Фамилии авторов,
Книги название,
А также издательства
Полное звание,
Издание, город и год.
Обложка, форзац, титульный лист дали нам много сведений о характере книги, но далеко еще не раскрыли содержания, не сказали, о чем именно говорится в книге. Помимо этих элементов есть и другие.
ФизпаузаРебята, давайте с вами немного отдохнем.
Иллюстрации. (слайд №11-14)
Итак, мы продолжаем наше знакомство с элементами книги. Если мы внимательно посмотрим и перелистаем книгу, то встречаем рисунки и фотографии в книге, которые называются иллюстрации. Иллюстрация помогает увидеть то, о чем написано в книге, помогает лучше понять содержание и героев книги.
Писатель пишет, рассказывает словами, а художник рисует, показывает то, о чем пишет писатель, автор. Рисунки в книгах как окошко в мир. Открыли одну книгу – попали в лес, узнали его обитателей. Открыли другую – увидели космический корабль. Каждый художник-иллюстратор, показывает мир таким, каким он сам его видит.
Иллюстрации тоже очень важные,
Красиво разукрашены.
Расскажут читателю
О том, что, кто, когда и где
Творит дела прекрасные,
А может, несуразные
А может, даже злые –
Решай, читатель, сам,
Взглянув на иллюстрации
К стихам, рассказам, повестям.
Иллюстрации бывают разные:
Рисунок-это яркая красочная иллюстрация.
Если иллюстрация выполнена чёрными красками, то она называется –гравюра.
Когда рисунок большой и написано под ним всего одно предложение – это лубочные картинки.
Содержание. Оглавление. (слайд №15)  А теперь еще раз посмотрим на последние странички книги. Там, как правило, помещается содержание. В нем перечисляются названия рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого рассказа или сказки. Можно проверить, какие произведения из этой книги вы раньше не читали. При помощи оглавления гораздо удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ. А, глядя на название отдельных глав, можно догадаться, о чем в них идет речь.
Как в доме обычном
Есть список жильцов,
Так книге любой
Оглавление нужно
Чтоб быстро читатель
Нашел в ней, что нужно.
Вот как много есть у нас с вами помощников при выборе и чтении книг. Запомните, что все эти элементы книги направлены на то, чтобы помочь вам определить ее назначение, оградить от возможных ошибок при выборе литературы для чтения.
Рефлексия.
Теперь давайте проверим себя, на сколько вы поняли сегодняшний урок.
Разгадаем кроссворд «Элементы книги».
1. Ну а кто же пишет книжки
Для девчонок и мальчишек?
На обложке, вот он, тут.
Как, друзья, его зовут? (автор)
2. У книги есть, заглавие
Зовут его ...( название)
3. Книжкина одёжка.
Это что? ...(обложка)
4. По толстой корочке картонной
Идет оранжевая кошка!
Куда ее ступает ножка, -
Он тоже самое что и обложка… (переплёт).
5. Все листы в любой из книг
Держит очень хорошо.
Ты держать его привык
Это книжный … (корешок)
6. Когда их листаешь,
Они словно птицы, -
Крылами нам машут.
Что это? …..(страницы)
.
7. Их рисует не сапожник.
Ну а кто, друзья? ...
8. Откроешь книгу.
Слева – изнанка переплёта,
Справа – первая страница книги.
9. Открою самый первый лист,
Мне подскажи его названье.
Там для беседы собрались:
Заглавье, автор, год изданья.
(титульный, т.е. начальный)
10. Как в доме обычном
Есть список жильцов,
Так книге любой
Оглавление нужно
Чтоб быстро читатель
Нашел в ней, что нужно.ужноДомашнее задание.
Ребята, а вы хотели бы создать свою книгу, побыть в роли художника, или в роли оформителя книги. Я предлагаю вам дома побыть в роли автора написать свою собственную книгу и оформить её соблюдая те правила, с которыми мы сегодня познакомились.
А кому это будет сделать затруднительно я предлагаю побыть в роли художника, сделать иллюстрацию к вашей любимой книге или сделать суперобложку.А чтобы вам легче было работать давайте посмотрим, вот на эти слайды и узнаем какие бывают книги по оформлению.
Просмотр слайдов с №18 по №22.
Итог урока.
Молодцы, вы все внимательно слушали и хорошо работали. Наше занятие подходит к концу, сегодня мы с вами плодотворно поработали, выучили много интересных слов.Через неделю мы с вами встретимся на уроке практикуме по этой же теме, на практике ещё раз посмотрим как элементы книги помогают при выборе книг в библиотеке или при покупке в магазине. А для того чтобы он плодотворно прошёл, жду ваши домашние задания. В заключение нашего занятия напоминаю, что книга – очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому, нужно обращаться с ней бережно. И вы свои творения постарайтесь сделать с любовью.
Всем спасибо.
Литература и источники информации:
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга [Текст] /Т.М. Кашурникова .-М.: Школьная библиотека. 2006.-104 с.
Кашурникова Т.М.Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст]:методические рекомендации для библиотекарей.-М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007.-127 с.
Детская энциклопедия АиФ: Информация и ты [Текст]: познавательный журнал для девочек и мальчиков / ЗАО "Аргументы т факты".- 2007.-№ 3.- 54 с.
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru.
Социальная сеть инфоурок http://infourok.ru