Библиотечный урок во втором классе Структура книги



«Структура книги»
Библиотечный урок во 2м классе

Орг.момент
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились для того чтобы поговорить о Книге. И так как вы любознательные и читающие дети, то знаете много загадок.
(Дети отвечают)
Б-рь: Хорошо, отгадайте эти:
Без языка, без голоса, а все рассказывает. (книга)
Говорить не говорит, слышать не слышит, а все знает и нам объясняет. (книга)
Конечно, это книга, именно о ней и ее частях мы сегодня на уроке и будем говорить.
Изучение нового материала.
Б-рь: Тема нашего занятия так и называется «Структура книги». (слайд №1)
С книгой вы знакомы с раннего детства. Даже когда вы не умели читать, это делали для вас ваши мамы, папы, бабушки, дедушки. И в ней на первый взгляд нет ничего необычного. Но все – таки сегодня мы познакомимся с ней заново. И всякое знакомство начинается с внешнего вида – с одежды. Вы все носите одежду? (Ответы детей) И у книги тоже есть своя одежда, только она называется по другому. 1) Переплет (Обложка). (слайд №2)
Закрепить на доске слово Обложка
А для чего нужен переплет? Кто знает?. (Дети отвечают) Да. Для того, что бы предохранить книгу от порчи. И конечно узнать о чем эта книга. Сейчас книгу одевают в картонный переплет, а в середине 18 века обложку делали из дерева, обтягивали кожей, дорогой тканью, украшали драгоценными камнями, инкрустировали металлом.
Когда мы раскроем книгу то увидим лист, половина которого приклеена к переплетной крышке, а половина свободна. (слайд №3) Лист этот называется форзац. Нужен он для того чтобы соединял книжный блок с обложкой.
Это может быть декорированный или просто чистый лист плотной бумаги. Закрепить на доске слово Форзац (слайд №4).
У каждого из нас есть лицо? И у книги оно есть. Следующий лист называется титульным – и является лицом книги. Здесь указывается фамилия автора, фамилия художника, издательство, место, где выпущена книга. В библиотеке при обработке поступившей литературы, наносится инвентарный номер книги, данные о разделе, к которому относится книга и авторский знак.
Закрепить на доске слово титул (слайд №5).
Часто перед титульным листом располагают Фронтиспис. Это страница, на которой может располагаться портрет автора. Портрет главного героя книги или иллюстрация, повествующая о главных событиях .
Закрепить на доске слово Фронтиспис (слайд №6)
В некоторых книгах как приветствие автора к читателям имеется предисловие, в котором повествуется биография автора или история создания книги.
Закрепить на доске слово Предисловие слайд №7)




Раз мы начали говорить об иллюстрациях, кто скажет, что обозначает это слово? (Ответы детей). Закрепить на доске слово Иллюстрация (слайд №8)
Оказывается видов иллюстраций очень много. Одна из них иллюстрация - заставка, которая выполняется в начале текста. (слайд №9).
Иллюстрация – полосная выполняется на всю страницу книги или полосу.(слайд №10) Иллюстрация- полуполосная занимает примерно половину страницы. (слайд №11 ) Иллюстрация-разворотная располагается на 2х страницах сразу. 12 ) Иллюстрация- концовка заканчивает произведение.(слайд №13 )
Теперь хочу познакомить вас с фамилиями художников –иллюстраторов. Многие из них оформляли книги и К.И. Чуковского. Это Сутеев, Елисеев, Горбушин. (слайд №14 )
Этой страничкой обычно заканчивается сборник. Здесь идет перечень произведений и страницы на которых они расположены в книге. (слайд №15 )
Детские книги бывают самые разные, это:
Книжки – раскраски
Музыкальные книжки
Книжки – панорамы
Книжки – малышки
Книжки – раскладушки
Книжки – гармошки
Здесь на выставке они представлены.
Физпауза - Игра «Составь книжку».
Сколько наименований на доске, столько детей выбегают, берут в руки наименования разделов книги и перемешиваются.
Один ребенок назначается составителем книги. Задача правильно составить книгу. Поиграли, сели на место. Если класс большой приглашается вторая группа участников. Похвалить детей.
Творческая работа.
Ребята, а кто мне скажет, почему сегодня на уроке использованы тексты и иллюстрации из книг Корнея Чуковского? (Ответы детей) (слайд №16 )
Да, потому, что в этом году у Корнея Ивановича Чуковского большой юбилей, ему исполнилось бы 130 лет! Вы любите его книги? (Ответы детей). И я в детстве любила читать книги К.И.. Многие из них запомнились благодаря ярким, веселым иллюстрациям.
Поэтому практическая часть нашего урока будет посвящена иллюстрированию известной книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» . Все читали это произведение? (Ответы детей).
Так как автор книги известен, то вы сегодня будете играть роль? (Ответы детей). Правильно, вы станете сегодня художниками – иллюстраторами! И я надеюсь, что вы подойдете к выполнению задания с выдумкой, точно так же как создавал свои произведения Корней Иванович.
Раздать листы с текстом каждому ребенку, карандаши, краски.
(Оказание помощи в ходе творческой деятельности).
Рефлексия. (Сбор и склеивание страниц книги) Скажите, что о книге интересного вы узнали? (Ответы детей). Что запомнилось? (Ответы детей). Интересно ли получить новые знания о книге? (Ответы детей).
В третьем классе вы расширите свои познания о структуре книге. Узнаете что такое суперобложка, шмуцтитул, аннотация.

Итог урока.
Похвалить за работу. Оказывается, быть художником, не так - то просто? Надо очень много знать в области изобразительного искусства. Это и пропорции изображения человека, животных, соотношение цветов, знать, что такое колорит, нюанс, перспектива и многое другое. И все это у вас впереди.
А сегодня вы все вместе создали целую книгу в основу, которой легло произведение К.И. Чуковского. Молодцы. На этом наш урок закончен всем спасибо.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




zђ Заголовок 1zђ Заголовок 2zђ Заголовок 3zђ Заголовок 4zђ Заголовок 5zђ Заголовок 6zђ Заголовок 7zђ Заголовок 8zђ Заголовок 915