Методическая разработка по окружающему миру КВН на темуЗкологическое ассорти


КВН для детей и родителей «Экологическое ассорти»
Подготовила: Кутоманова С.Н.
Задачи:
- Продолжать способствовать формированию у детей основ экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей;
- Обобщить знания детей о правилах поведения в природе;
- Закрепить первоначальные представления о незаслуженно преследуемых животных; о неправильных взаимоотношениях человека с миром растений. Закрепить представление о назначении Красной книги.
- Развивать экологическое мышление на основе представлений о заповедниках и законах, которые регулируют поведение людей.
- Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе на основе конкретных знаний; вызвать чувство сопереживания. Создать у детей и родителей радостное настроение, вызвать желание участвовать в мероприятии.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы (А. Плешаков, Г. Скребицкий, Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Снегирев, К. Паустовский), Энциклопедии для детей).
- Дидактические, подвижные игры по данной тематике.
- Беседы, использование загадок, наблюдения.
- Рассматривание картин о природе заповедников в разные времена года.
- Участие в конкурсе рисунков о природе.
Оборудование:
- «Волшебное солнышко» — 5 цветных игровых дорожек, сходящихся к большому кругу.
- Карточки с тематическими вопросами.
- Дидактическая игра «Где, чей дом?»
- Иллюстрации с изображением животных и растений.
- Экологические знаки.
Воспитатель: — Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы и звери!
Если бы человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим — люди уничтожили их.
Иногда слышишь: человек-царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро нам дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения!
Ребята:
 Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: — Сегодня я пригласила вас, ребята, и ваших родителей поиграть в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви.
-В игре победит тот, кто хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать. В игре принимают участие родители и дети старшей группы. У каждой пары своя игровая дорожка с цветными секторами.

Я буду задавать каждой паре вопросы, соответствующий «тематическому» сектору. Сначала отвечает ребёнок, а затем родители. Если игроки ответил на вопрос правильно, они переходит на следующий сектор. При неверном ответе остаются на месте. Побеждает та пара, которая первым дойдет до круга и ответит на вопрос супер игры . Готовы? Тогда вперед!
ЗЕЛЁНЫЙ СЕКТОР:
Вопросы для родителей:
1. — Почему книга, в которую занесены редкие, исчезающие растения и животные, имеет красный цвет? (красный цвет — сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому, живому наряду планеты).
2. — Назовите одним словом растения и животных, занесенных в Красную Книгу?(редкие, исчезающие, охраняемые).
3. — Кто осуществляет контроль и надзор за заповедными местами? (государство).
4. — Назовите заповедники Белгородской области? (Лес на Ворскле, Острасьевы яры, Ямская степь, Лысые горы, Стенки – изгорья, Бекарюковский бор, заповедник Белогорья.
5. — Существует ли месяц тишины в заповедниках? (да).
Вопросы для детей:
1. — Как называется книга, в которую занесены редкие, исчезающие растения и животные? (Красная Книга).
2. — Как называются территории, охраняемые законом? (заповедники, заказники, национальные парки).
3. — Кто и что охраняется в заповедниках и заказниках? (водоплавающие и околоводные птицы, промысловые звери, снежный баран, канадский бобр, гейзеры, рощи пихты изящной, лежбища морских животных).
4. — Из набора иллюстраций выбери животных и растения, занесенные в Красную Книгу Белгородской области.
5. — Существует ли праздник — День заповедников? (да, 11 января).


Воспитатель: Уважаемые родители то же постарались и сделали свою Красную книгу нашего Ракитянского района Белгородской области. Посмотрите пожалуйста.

ЖЁЛТЫЙ СЕКТОР:
Воспитатель:
Бом-бом-бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор…
Воспитатель: -Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносит непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумайте, что означает каждый знак, и дайте ему название. Объясните, почему.


РОЗОВЫЙ СЕКТОР:
Задание — «Угадай мелодию»
Воспитатель: — Каждому участнику игры я предложу для прослушивания музыкальный отрывок из знакомых произведений о природе. Вспомните их названия.
ФИЗМИНУТКА:
Воспитатель: -Пора и отдохнуть. Сейчас каждый из вас пусть загадает птицу или зверя, в кого бы он хотел превратиться. Встаньте за черту и изобразите своего зверя, а зрители попробуют отгадать его.


ГОЛУБОЙ СЕКТОР:
 Если я сорву цветок —
Если ты сорвешь цветок…
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
Воспитатель: -Посмотрите на эти иллюстрации (показываю выставку растений, которые занесены в Красную Книгу Белгородской области). Какое великолепное разнотравье!
Задание для родителей:
- Какие растения здесь изображены?
Задание для детей:
- Какие животные здесь изображены?

КРАСНЫЙ СЕКТОР
 Все-все на свете нужны.
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете
Нужны все подряд:
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание для родителей:
1 — Что это за рыба, которая к старости становится горбатой? (горбуша).
2 — Это крупное животное, живет в тундре, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм (северный олень).
3 — Разделить на две группы предложенных животных:
-Кто не меняет шубку по сезонам;
-Кто меняет шубку по сезонам.
4 — Чешуей-огнем сверкая, мы красным — красны всегда там, где ходит наша стая, кажется, горит вода (нерка).
5 -Придумай загадку про животного?

Задание для детей:
1 — Это животное является жителем Крайнего Севера. Это — прекрасный ловец, охотится за рыбой и тюленями (белый медведь).
2 — Кто здесь лишний и почему? (жираф, белый медведь, морж, олень).
3 — Предлагаю картинки с «домиками» животных. Надо определить, кто в каком домике живет (дидактическая игра «Где чей дом?»).
4 — Думал, кошка. Крикнул: «Брысь!». Оказалось это….Рысь.
5. На поверхность с мамой всплыл, он позавтракал слегка. За минуту сразу выпил 10 литров молока (китёнок).

Воспитатель: -После того как определились участники финальной игры, я предлагаю провести ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ:
1 — Какое хвойное дерево зимой теряет иголки? (лиственница).
2 — Чем можно кормить птиц? (зерном, семечками, семенами).
3 — Назови народные приметы, связанные с погодными явлениями (кошка свернулась клубочком — к похолоданию. Лягушки квакают — к дождю. Ласточки летают низко над землей — пойдет дождь).
4 — Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (для маскировки. Пестрый узор делает их незаметными среди деревьев и травы).
5 — Зачем цветам яркие лепестки и приятный запах? (они привлекают насекомых).
6 — О каком растении говорят, что оно жжет? (крапива).
7 — Какое растение богато витамином «С»? (шиповник).
8 — У какого растения цветки появляются раньше, чем листья? (мать-и-мачеха)
9 — Говорят, у кита есть усы. Где они расположены? (во рту).
10 — Что общего в деревьях и книгах? (листочки).
Зрителям, правильно ответившим на вопросы, вручаются поощрительные призы.
 СУПЕР ИГРА:
Воспитатель: — Сейчас наступило время для самого трудного вопроса нашего КВНа. Слушайте внимательно: — «Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек — все это можно назвать одним словом. Каким?
(ПРИРОДА)
Награждение победителя

Воспитатель: — Вот и подошел к концу наш КВН. Кто бы ни оказался впереди, с уверенностью можно сказать: сегодня победили дружба, смекалка и находчивость. Я думаю, что наша встреча сегодня не прошла даром, вы настоящие защитники природы.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Друг природы — это человек, который любит, изучает, бережет и охраняет ее. Вручаю вам всем награды — медаль «Друзья природы».
(дети и родители под музыку награждаются медалями).