«Повышение мотивации к изучению английского языка младших школьников на основе использования ролевых игр»


Тема: «Повышение мотивации к изучению английского языка младших школьников на основе использования ролевых игр»
Автор: Иванова Антонина Александровна,
учитель английского языка
МКОУ «СОШ №37 с. Угоян» МО «АР»
Мотивация – это побуждение человека к действию и процесс управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, а также это стремление человека что – то сделать.
Для поддержания мотивации и формирования устойчивого интереса обучающихся к изучению английского языка максимально используются разнообразные материалы и эффективные формы работы с детьми. Для того, чтобы постоянно поддерживать у младших школьников высокий уровень мотивации к изучению английского языка, от учителя требуется максимальная эмоциональная самоотдача, виртуозность и творческий поиск новых технологий преподавания предмета. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми. Поэтому, мы учителя, неустанно должны искать пути повышения интереса учащихся к нашему предмету. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать все последующие уроки интересными, добиться того, чтобы каждый ученик испытывал удовлетворение от занятий. Вызвать интерес к урокам английского языка помогают четкая организация учебного процесса, разнообразие форм и приемов обучения, хорошо подобранные наглядные пособия, технические средства обучения.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Это обучение в действии, повышающее качество обучения. В высшей степени мотивирующий фактор, так как игра вызывает интерес учащихся, дает учащимся опору, подсказывает какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации и сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. Один из наиболее эффективных приемов, как отмечают многие методисты и педагоги, является игра. Игра обеспечивает усвоение языкового материала и формирует навык речевого общения. Организовывая и проводя ролевые игры на уроках, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ребенка, их темперамент и возрастные особенности. Это помогает учителю заинтересовать и увлечь своим предметом. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
Ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся и дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. На младшей ступени обучения школьникам нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Поэтому использование ролевых игр на уроках английского языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Использование ролевой игры достаточно эффективно на уроках иностранного языка. Например, мною разработаны ролевые игры как “Цветик – семицветик”, “Покупка”, “В мире сказок” по мотивам сказок и с учетом возрастных особенностей возраста. Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка. Выготский Л.С. выделяет типом ведущей деятельности этого возраста – учебно - игровую деятельность. В этом возрасте ребенок любит играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все требования этой новой роли. Формируется характер, воля, расширяется круг интересов и развивается способность. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость, а также высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия.
Следует отметить, что дети во время игры становятся более открытыми и активными, исчезает боязнь перед своими ошибками, тем самым преодолевается психологический барьер. У детей появляется живой интерес к предмету.
Ролевая игра по теме Покупка “Shopping”.
Действующие лица: продавцы и покупатели. Игра называется “Мы в магазине за продуктами”. Вид ролевой игры – свободная. Учащиеся получают общее описание сюжета и описания своих ролей, а также решают какую лексику использовать, как будет развиваться само действие. Необходимо обратить внимание детей на взаимную вежливость продавца и покупателя и вспомнить с детьми клише приветствия, просьбы и благодарности.
Ход данной игры заключается в следующем: в классе находятся три магазина “Овощи и фрукты – The Green Shop”, “Сладости – The Sweet Shop” и “Натуральные продукты – The White Shop”. На прилавках магазина разложены различные продукты, которые можно покупать. Желательно использованы продукты, названия которых известны детям по изучению темы. Ученики выполняют роли продавца и покупателя, посещают магазины и разыгрывают мини-диалоги.