Методическая разработка занятия папье-маше Котик, осеннее настроение



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
папье-маше «Котик, осеннее настроение»

Составитель:
Костина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Луч»
г. Нижний Новгород
2016 г.Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой 2 занятия по папье-маше для учащихся семи-восьми лет. Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями ИЗО и технологии.
На занятии «Котик, осеннее настроение» объединились такие направления работы, как познавательная деятельность, обучение декоративно-прикладному творчеству и декоративной росписи поделки.
Цель занятий
Формирование умений и навыков в конструировании изделий в технике папье-маше.
Задачи:
Развивать скульптурные навыки детей, вызвать интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества.
Развивать творческую фантазию.
Освоить декоративную роспись, использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
Воспитывать аккуратность во время творческой работы.
Форма занятия: групповая.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
словесный метод (рассказ).
наглядный метод (иллюстрации, наглядное пособие «Кот»).
наглядно-практический метод (творческая работа). Прием эмоциональной заинтересованности (загадки).
игровой прием (пальчиковая гимнастика).
Материалы и оборудование:
Для педагога:
План-конспект занятия,
Иллюстрации,
Наглядное пособие «Кот».
Для учащихся:
Тетрадная бумага
Салфетки
Одноразовый стаканчик (любой формы)
Клей ПВА
Щетинистая кисть
Ножницы
Краски (гуашь)
Кисти для росписи
Тряпочки
Условия проведения Занятия
устранение умственной перегрузки учащихся, постоянная смена методов и приемов работы с детьми, смена умственной и физической нагрузки
создание психологически комфортной обстановки на занятии

Занятие составляет два урока: 45 минут лепка, 45 минут- роспись.
Ход 1 занятия
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята, занимайте свои места.
-Давайте с вами поприветствуем друг друга.
(Учащиеся заходят, приветствуют друг друга и педагога, садятся).
2.Изложение нового материала. Практическое задание.
-Сегодня мы познакомимся с новой техникой лепки, искусства
папье-маше. На нашем занятии мы будем создавать фигуру домашнего животного. Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей).
-А кто это, постарайтесь отгадать:
В нашем доме кто живет?
Молоко из миски пьет.
По ночам мышей гоняет.
Днем на лавке отдыхает
Больше никаких забот,
Ну конечно это…
Обожает утром ранним
Намочить усы в сметане,
И уже потом с улыбкой
Зажевать кусочек рыбки?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется?
-Ребята, у кого дома есть котики (кошки)? (Ответы детей)
-Давайте рассмотрим поделку «Рыжий кот», а я расскажу вам не много истории.
-Папье-маше (французское слово), в переводе жеваная, рваная бумага. Она легко поддается любой форме, при помощи обычного клея.
-Папье-маше очень кропотливый, трудоемкий процесс, и выполнить все за одно занятие невозможно.
Сегодня у нас первое занятие.
-1 шаг: Лепка головы котика.
Мы берем обычную тетрадную бумагу и мнем ее, чтоб она стала
мягкой. Для головы котика потребуется три листа тетрадной бумаги. Сложив мятую бумагу, начинаем сворачивать ее, как снежный ком, при этом прикладываем ко дну одноразового стакана. Размер головы чуть больше дна стаканчика.
Щетинистой кистью намазываем ком клеем и заворачиваем в рваную салфетку. Процесс повторяется несколько раз. Во время работы руки часто пачкаются клеем, поэтому их нужно протирать сухой тряпочкой.
-2 шаг: Присоединение головы к туловищу.
Намазываем перевернутый стаканчик клеем и кладем головку наверх перевернутого стаканчика. Салфетки, рваные вдоль, кладем на головку и кистью примазываем – часть к голове, часть к туловищу (стаканчику). Во время работы не следует поднимать или наклонять поделку.
-3 шаг: Укрепление туловища.
Сочетая мятую тетрадную и рваную салфеточную бумагу, ребята
наносят ее на стаканчик, каждый раз обмазывая клеем. Наносим около пяти слоев.
-Учитель: «Вы, наверное, устали. Ребята, давайте проведем физкульт-минутку»:
Мы активно отдыхаем –
То встаем, то приседаем –
Раз – два – три – четыре – пять,
Вот как надо отдыхать.
(Приседания)
Головой теперь покрутим –
Лучше мозг работать будет.
(Вращения головой)
Вертим туловищем бодро –
Это тоже славный отдых
(Вращение туловищем)
Отдохнули - и за дело,
-Ну, молодцы! Отдохнули! Продолжаем работу.
-4 шаг: Уши и хвост.
Показывая ученикам, на своем примере, берем половинку салфетки и намазываем клеем, складываем и повторяем этот процесс, до размера 2,5см на 5см. Полученный размер складываем в толстый треугольник (ушко). Повторяем работу (второе ушко). Желательно ушки слегка завернуть, смазать низ клеем и приклеить.
Также намазать салфетку и скрутить в трубочку (хвостик). Приклеить. хвостик.
Работа лепки котика закончена.
3. Подведение итогов 1 занятия.
- Посмотрите, какие красивые заготовки котика у вас получились.
- Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
- Давайте перечислим, каких домашних животных мы сегодня вспоминали?
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
4. Уборка рабочих мест и прощание.
- Все сегодня молодцы! Ваши котики остаются сохнуть.
А нам пора прощаться, и навести порядок на своих местах.
(Уборка рабочих мест.)
- Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!
(Ритуал прощания.)
Ход 2 занятия
1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята, занимайте свои места.
-Давайте с вами поприветствуем друг друга.
(Учащиеся заходят, приветствуют друг друга и педагога, садятся).
-Сегодня мы продолжим изготовления поделки из папье-маше.
-Вспомним шаги изготовления нашего котика. (Ответы учащихся).
-Продолжаем работу.
-5 шаг: Роспись «Осеннее настроение».
К этому уроку поделка хорошо высохла, нам её будет легко ее расписать.
Учитель показывает три сухих листочка от разных деревьев: красный рябиновый, оранжевый кленовый, желтый березовый.
Предлагает, на выбор цвет котика. Дети выбирают натуральный оранжевый цвет.
В процессе работы учащиеся прерываются на физкультминутку.
Физкультминутка:
Кошка утречком проснулась,Вверх изящно потянулась,Вниз красиво наклонилась,Вправо-влево покрутилась,И тихонько удалилась!
Покрасив поделку, ученикам дается творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.
3. Подведение итогов 2 занятия.
- Посмотрите, какие красивые и разные котики у вас получились.
- Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
-Чьи котики вам нравятся? (Дети обмениваются впечатления и ставят оценки друг другу).
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии? (Ответы детей).
- Выставка работ.
4.Закрепление пройденного материала.
-С какой техникой мы работали? (Ответы детей).
-Какие изделия можно сделать еще? (Предложения учащихся).
4. Уборка рабочих мест и прощание.
-Молодцы! Все хорошо поработали!
-Наступила пора прощаться и навести порядок на своих местах.
(Уборка рабочих мест.)
- Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!

Литература:
1. Журнал «Педсовет»
2. Н. Бельтюкова Энциклопедия рукоделия «Папье-маше»