Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ в 3 классе УМК «Школа XXIвека» «Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой «Лебеди»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №28» г. БЕЛГОРОДА
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ в 3 классе УМК «Школа XXIвека»
«Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой «Лебеди»
подготовила:
Ежеченко Яна Вячеславовна,
учитель начальных классов,
БЕЛГОРОД - 2016
Тема: Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой «Лебеди»
Цель урока: дать понятие о том, что такое однородные члены предложения на примере использования произведения Л.Н.Толстого «Лебеди»
Задачи урока:
1. Дать понятие об однородности членов предложения: зависимости однородных членов от одного и того же члена предложения, выраженности их одной и той же частью речи, одним и тем же членом предложения, использование при их прочтении интонации перечисления, постановке знаков препинания
2. Создать условия для развития УУД:
Личностные УУД:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
организовать работу по обобщению информации из учебника;
обучаться умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
формировать способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию;
организовывать развитие индивидуально-личностных позиций, социальной компетентности, личностных качеств.
Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности;
быть толерантным к мнению одноклассников;
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Предметные
Понимать, что такое однородные члены предложения,
Уметь находить их в предложениях и обозначать на схемах
Знать о постановке знаков препинания при однородных членах
Форма проведения: интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа ( в парах, четверках и группах)
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., карточки с заданиями, рабочие тетради, проектор, презентация
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Элементы методической структуры занятия Содержание этапов занятия Формирование УУД
Мотивация
(1мин)
(Использование презентации)
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей, особенно ему нравилось разговаривать с ними.
Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал малышам. Дети завороженно слушали его.
Лев Николаевич открыл в своем имении Ясная Поляна школу для детей, в которой сам и преподавал.
Он создал учебник для самых маленьких и назвал его "Азбука". Труд автора, состоявший из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.- Я предлагаю вам сегодня провести необычный урок- урок русского языка и урок литературного чтения вместе.
-И как великий русский писатель Л.Н. Толстой не только совершить множество открытий, но и поделиться ими. Согласны? (Да). Тогда в путь. Минутка каллиграфии
(2 мин) Цель: повторить правило правописания заглавной буквы в именах собственных
-Перед минуткой каллиграфии я предлагаю вам прочитать басню Л.Н. Толстого «Лисица и виноград»
(приложение 1) [2]
-Вспомните, пожалуйста, и назовите еще двух известных вам авторов, написавших похожие произведения. ( Эзоп и Иван Андреевич Крылов)
-Как вы думаете, какие слова мы выберем для прописывания на минутке каллиграфии?
( Имена собственные: Иван Андреевич Крылов, Эзоп, Лев Николаевич Толстой)-Как вы думаете, каким фразеологизмом можно охарактеризовать поведение лисы? ( Хитер как лиса).
- Когда так говорят? ( Когда человек можно выкрутиться из любой ситуации)
-Придумайте и запишите распространенное предложение с данным фразеологизмом.
( Моя подружка была хитра как лиса.)
-Определите в нем грамматическую основу. ( Лиса - подлежащее, была хитра как лиса - сказуемое).
-Какое правило помогла нам разобрать данное предложение по членам? ( Фразеологизм является одним членом предложения).
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Актуализация знаний
(5 мин) Цель: активизировать знания учащихся перед изучаемой темой
Работа в группах над предложениями
- Давайте разобьемся на группы и поработаем с предложенным вам текстом.
Прочитайте внимательно текст Л.Н.Толстого «Лебеди» и подумайте, чем ваше выделенное предложение отличается от остальных предложений текста.
(приложение 2) [1; 134-135]
( Дети определяют, что выделенное предложение содержит несколько одинаковых членов предложения, которые зависят от одного и того члена предложения и между этими словами стоит запятая).
-Запишите эти предложения на свой лист и сделайте их разбор по членам предложения, определите части речи своего предложения.
-Что вы заметили? ( Есть несколько слов, которые являются одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же члена предложения, между ними стоит запятая).
- Для чего автор использует в своем произведении однородные члены? ( Чтобы показать смену событий, динамику происходящего). регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
Определение темы и целей урока
(5 мин) -Итак, мы определили, что в выделенных предложениях есть несколько членов, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения). Такие члены предложения называются однородными.
-Какова же тема нашего урока? ( Узнать, что такое однородные члены предложения)
-Что вы узнали об однородных членах предложения? (Они отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же слову, между ними ставится запятая или союз)
Какие цели поставим к этому уроку?
(Научиться определять однородные члены предложения, учиться ставить знаки препинания при однородных членах предложения, составлять схемы предложений с однородными членами.) регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
Решение учебной задачи
(15 мин) Цель: понять на конкретном материале, когда и для чего автор использует однородные члены предложения
- Придумайте и запишите свое предложение на тему «Лебеди» с однородными членами, используя слова – подсказки.
( На стенах класса даны вразброс слова - приложение 4).
-Разберите составленное предложение.
- Давайте составим схему предложения.
- Как вы думаете, что означает каждый кружок с записью? ( Однородный член предложения)
- Что за знаки препинания мы заметили между кружками? ( Запятые, которые ставятся между однородными членами).
- Какие члены предложения могут быть однородными? ( Главные и второстепенные).
(Дети записывают предложение, разбирают его, составляют схему предложения, затем меняются группами и проверяют написанное другими группами).
(приложение 3) [3]
- Отлично потрудились. Теперь давайте поговорим о произведении Л.Н.Толстого «Лебеди».
-Как вы считает, к какому жанру относится прочитанное нами произведение? ( Рассказ).
- Почему вы так решили? ( Потому что описываемые события могут происходить на самом деле, это описание одного дня жизни героя произведения).
-Чем вам может запомниться этот рассказ? (Ответы детей.)
-Как описывается полёт лебедей? Прочитайте.
-О каких особенностях перелета лебедей вы узнали из рассказа? («Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее».)
-Почему один молодой лебедь опустился на воду? ( Он очень устал.)
-Как море приняло птицу? ( Море всколыхнулось под ним и покачало его.)
- Представьте себе такую картину: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете.
-Какие чувства вызывает эта картина? (Данная картина вызывает тревогу, потому что неизвестно, что ждет лебедя впереди.)
-Как вы думает, сумел ли лебедь долететь до теплых стран? Почему? ( Ответы детей)
-Переживаете ли вы за дальнейшую судьбу птицы? ( Да)
-В каком еще известном нам произведении встречается главный герой лебедь? ( Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
-Похожи ли судьбы героев произведений Л.Н. Толстого и Г.Х.Андерсена? ( Ответы детей).
-Как вы думаете, почему авторы дают нам надежду, что у птиц все будет хорошо? ( Ответы детей.)
-Отлично поработали, пожалуйста, возвращайтесь на свои места.
Работа в парах
-Давайте найдем и выпишем из текста слова и выражения с противоположным смыслом ( дано первое слово пары, второе надо найти и записать- приложение 5).
- Давайте проверим наши работы, какие слова выписали ваши пары, согласны ли вы с написанным? регулятивные:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Физминутка (1 мин) Первичное закрепление
(5 мин) Цель: проверить достаточность усвоения знаний учащихся из полученной ими информации на уроке
Работа по вариантам с проверкой в четверках (написать ответы, а затем проверить их по вариантам - поменяться парам своими ответами)
(приложение 6)
- А теперь поменяйтесь своими работами и выполните проверку. коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
познавательные:
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание, проводить сравнение и классификацию слов;
Итог урока
(3 мин) Цель: определить степень усвоения нового материала
- С какой новой темой мы сегодня познакомились? (Однородные члены предложения)
- Как определить, что эти члены предложения будут однородными? ( Они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, между ними ставится запятая или союз без запятой). регулятивные:
-уметь формулировать цель задания и оценивать его выполнение
Рефлексия
(2 мин) - А теперь я предлагаю всем, кто понял тему урока, прилепить своего лебедя на наше озеро, а тем, кому что-то было непонятно, оставить лебедя себе, записав на его крыльях то, что вам бы хотелось узнать лучше. личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание
(1 мин) -Составьте и запишите свои предложения к предложенным схемам учебника на странице 119. Приложения
1. Л.Н. Толстой «Лисица и виноград»
Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».
2. Л.Н.Толстой «Лебеди»
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше.
( предложение для 1 группы) Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
Лебедь спустился на воду и сложил крылья. ( предложение для 2 группы) Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. ( предложение для 3 группы) Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
3. Схема предложений с однородными членами

4. Слова для составления предложений
изящная, нежная, крикливая, умная, гордая птица, особенная, необыкновенная, величавая, грациозная
5. Слова и выражения противоположные по смыслу, из произведения Л.Н.Толстого «Лебеди»
Холодной – теплыеДень – ночь
Уморились – не остановились
Старые – молодые
Сильные – слабые
Впереди – сзади
Один лебедь – стадо лебедей
Взмахнул крыльями – не мог лететь
Ближе – дальше
Не шевелился – поднималось
Красная заря – месяц, звезды
6. Мини-тест для проверки усвоения материала
1 вариант
а) Выберите из предложенных предложений, предложение с однородными членами и сделайте к нему схему.
1. Птенцы лебедей начинают плавать, искать пищу сразу после рождения.
2. Самец лебедя охраняет свою семью от врагов. 
б) Достройте предложение так, чтобы оно было предложением с однородными членами. Расставьте знаки препинания.
Лебедей считают символом чистоты,…
2 вариант
а) Выберите из предложенных предложений, предложение с однородными членами и сделайте к нему схему.
1 . Лебеди очень любят плавать, хлопать крыльями по воде.
2. Лебеди – перелетные птицы.
б) Достройте предложение так, чтобы оно было предложением с однородными членами. Расставьте знаки препинания.
Человек охотится на лебедей из-за перьев,…
Использованные источники:
Учебник «Литературное чтение» 3 класс Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
http://narodstory.net/basni_tolstogo.php?id=12http://cdn01.ru/files/users/images/63/8b/638baa82df6608c8cc176353e76a1753.gif