ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ СИНДРОМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»


ТРЕНИНГПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ СИНДРОМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Цель тренинга: ознакомление педагогических работников с синдромом «профессионального выгорания», как одной из профессиональных деформаций профессионалов, задействованных в системе «человек-человек» и его влиянием на личность.
Задачи:
формирование знаний у педагогов, сотрудников психологической службы о синдроме «профессионального выгорания»;
самоанализ личностей участников тренинга;
изучение степени проявления синдрома;
ознакомление с особенностями проявления синдрома;
разработка группой профилактических мер по профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания.
Материалы: флип-чарт, бумага для флип-чарта, бумага формата А4, маркеры, мешок с атрибутами для процедуры знакомства, свеча (конверты с марками), бланки для индивидуальной работы участников тренинга.
Ход тренинга
Знакомство (10-15 мин)
Участники садятся в круг и по очереди вытягивают из непрозрачного мешочка предмет. Когда все участники вытянут свой предмет начинается знакомство. Каждый участник проводит ассоциацию себя с предметом: "Я Алексей, я эта ракушка, прикладывая которую к уху можно услышать море и вспомнить приятные моменты жизни…"
Определение принципов функционирования группы (5 мин)
Упражнение «Образ, рожденный мной» (25-30 мин)
Цель: акцентировать внимание на повышении осознания участниками ответственности за свою жизнь, оказать помощь во взятии на себя этой ответственности, с помощью:
рассмотрения их поведения другими;
возможности чувствования мотивации этого поведения другими;
создания у других мнения о них;
влияния других на их мнение о себе.
Упражнение проводится в группе. В начале занятия участники располагаются свободно, в удобных для них положениях, имея при этом листок бумаги и ручку. На определенных заданиях, завершающих упражнение, участники садятся в круг. В предварительной беседе можно обсудить с участниками тему: «Что, значит, быть самим собой? Что людям мешает быть хозяевами своей жизни?»
Музыка, используемая в упражнении, должна носить характер неопределенности в четкости трактовки стиля, жанра и т.д., в ней нежелательны использования вербальных средств, позитивным моментом явилось бы то, что она ранее была неизвестна для участников.
Инструкция для выполнения заданий:
(Задания выполняются под музыку).
«Попробуйте, слушая музыку, представить образ, любого представителя органической жизни на нашей планете, или за ее пределами, если хотите».
«Составьте рассказ об этом представителе органической жизни и оформите его письменно, при этом, не указывая ни своего имени, ни фамилии. Описание сделайте от своего лица, – т.е. в контексте обращения – «Я». Охарактеризуйте его среду обитания, близкое окружение, его мысли, мечты, страхи. Можете описать жизненные события, которые имели место с ним».
Задание выполняется без музыки. Участникам зачитываются все составленные рассказы, при этом сохраняется авторская анонимность. «Внимательно прослушайте составленные рассказы и укажите наиболее Вам запомнившиеся. Проанализируйте, почему Вы обратили внимание именно на них. Если бы Вы знали авторов этих рассказов, то какие бы Вы вопросы им задали... попробуйте, их озвучить!»
«Расскажите о Ваших ощущениях, связанных с тем, что озвучивалась ваша работа. Заметили ли ее участники? Почувствовали ли они ваше настроение? Что Вы думаете сейчас, когда участники высказали свое мнение о вашей работе».
«Прослушав все работы, проанализируйте, что в них есть общего, а что их различает. Изменилось ли у Вас мнение об участниках? Что повлияло на это?»
Упражнение можно продолжить, выполнив аналогичные задания в преломлении к профессиональной деятельности. Задания, направленные на написание ассоциаций, возможно, построить следующим образом: «Ассоциируйте себя – как члена профессионального коллектива с любым образом живой сущности на Земле. Кто его окружает? Как она (эта сущность) живет? И т.д.», в выполнении, также предусматривается анонимность.
Упражнение «Ассоциации» (ассоциации с понятием синдром «профессионального выгорания») (10 мин)
Упражнение «Я – дома, я – на работе» (10 мин)
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Рефлексия:
Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты
одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
отсутствие общих черт
какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Определение понятия «синдром профессионального выгорания» (5 мин)
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека;
Сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки.
Мини-лекция с презентацией «ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОДЕЛЕЙ «СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» (5 мин)
В литературе известно несколько подходов к определению синдрома «профессионального выгорания». Первый подход рассматривает «профессиональное выгорание» как состояние физическое, психического и прежде всего эмоционального истощения, которое предопределено долговременным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. При таком подходе «профессиональное выгорание» трактуется как синдром «хронической усталости».
При втором подходе «профессиональное выгорание» - двумерная модель, которая складывается 1) из эмоционального истощения и 2) деперсонализации, то есть ухудшение отношения к другим, а иногда и к себе.
Но самым распространенным является третий подход, который предложили американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. Они рассматривают синдром «профессионального выгорания» как трехкомпонентную систему, которая содержит эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Очень близким к подходу К. Маслач и С. Джексон является подход отечественного ученого В.В. Бойко. Его модель синдрома «профессионального выгорания» состоит из трех компонентов, которые сопровождаются двенадцатью симптомами. В. Бойко так характеризует компоненты синдрома «профессиональное выгорание»:
Первый компонент - напряжение - характеризуется ощущением эмоциональной изможденности, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. В него входят такие симптомы, как: переживание психотравмирующих обстоятельств - человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие; недовольство собой - недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом; «загнанность в угол» - ощущение безвыходности ситуации, желания сменить работу или профессиональную деятельность вообще; тревога и депрессия - развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.Второй компонент - резистенция - характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует возникновение и развитие защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На этом фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональным делам и коммуникациям вызывает у человека ощущение избыточного переутомления. Резистенцию характеризуют такие симптомы, как: неадекватное выборочное эмоциональное реагирование - неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения; эмоционально моральная дезориентация - развитие безразличия в профессиональных отношениях; расширение сферы экономии эмоций - эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации; редукция профессиональных обязанностей - свертывание профессиональной деятельности, стремления как можно меньше времени выполнять профессиональные обязанности.
Третий компонент - истощение - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелировкой собственных профессиональных достижений, ухудшением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к коллегам по работе, психосоматическими расстройствами. В него входят такие симптомы, как: эмоциональный дефицит - развитие эмоциональной нечувствительности на фоне истощения, уменьшение до минимума эмоционального вклада в работу; эмоциональное отчуждение - создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях; личностное отчуждение (деперсонализация) - ухудшение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к коллегам по работе и к профессиональной деятельности вообще; психосоматические и психовегетативные расстройства - ухудшение физического самочувствия, развитие психосоматических и психовегетативных расстройств.Следовательно, за В. Бойко, каждый компонент синдрома состоит из четырех симптомов. при этом каждый компонент и каждый симптом имеют три уровни развития: низкий, средний и высокий.
Таким образом синдром «выгорания» проявляется в депрессивном состоянии, присутствии чувств усталости и опустошенности, потере энтузиазма, способности, видеть позитивные последствия своего труда, негативной установке относительно работы и жизни в целом.
Игра «Посудомоечная машина» (10 мин)
Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.
Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.
Например:
«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»
Или:
«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...»
После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.
Диагностика «синдрома профессионального выгорания» при помощи методики Диагностика синдрома «профессионального вигорания» в професиях системи «человек-человек» (Практикум по исихологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред.Г.С.Никифорова. М.Л.Дмитриевой, Н.М. Снеткова, СІІб.: Речь,2001. – С.276 – 282.) (15-20 мин)№ УТВЕРЖДЕНИЕ никогда очень
редко редко иногда часто очень
часто всегда
0 1 2 3 4 5 6
1 Я чувствую себя эмоционально истощенным 2 В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон 3 Я чувствую себя уставшим, когда просыпаюсь утром и должен идти на работу 4 Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела 5 Я общаюсь с моими учениками полностью формально, без лишних эмоций, и пытаюсь свести общение с ними к минимуму 6 Я чувствую себя энергичным и эмоционально возвышенным 7 Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях 8 Я чувствую подавленность и апатию 9 Я могу положительно влиять на производительность работы моих учеников и коллег 1 В последнее время я стал более черствым (нечувствительным) в отношении к тем, с кем работаю 1 Как правило, окружающие люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня 1 У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление 1 У меня все более жизненных разочарований 1 Я чувствую безразличие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше 1 Иногда мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми из моих учеников и коллег 1 Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех 1 Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами 1 Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера 1 Я многое успеваю сделать 2 Я чувствую себя на грани возможностей 2 Я многое еще смогу достичь в своей жизни 2 Иногда ученики и коллеги переводят на меня груз своих проблем и обязанностей Обработка результатов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов за тремя субшкалами.
Ключ
СубшкалаНомер утверждения Сумма баллов
(максимальная)
Эмоциональное истощение 1,2,3,6,8,13,14,16,20 54
Деперсонализация 5,10,11,15,22 30
Редукция личных достижений
4, 7,9, 12, 17, 18, 19,21 48
Уровень «профессионального выгорания» определяется за таблицей уровней «выгорания».
Таблица уровней «выгорания»
СубшкалаНизкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0-16 17-26 27 и больше
Деперсонализация 0-6 7-12 13 и больше
Редукция личных достижений 39 и больше 38-32 31-0
Интерпретация данных. Согласно модели синдрома «выгорания», предложенной американскими исследователями К. Маслач и С. Джексон, «профессиональное выгорание» объясняется как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и характеризуется заниженным эмоциональным фоном, безразличием или эмоциональным перенасиченям. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть рост зависимости от других людей, в других - рост негативизма, циничности настроек и чувств относительно других людей (учеников, коллег, подчиненных и тому подобное). Редукция личных достижений заключается или в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебного достоинства и возможностей, или в нивелировке личного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей относительно других и тому подобное.
Упражнение «Выбери...» (10 мин)
Цель: отдых, объединение в малые группы, референтометрия группы.
Если вы хотите объединить группу на 2 подгруппы, вызывается 2 добровольца; если на 3 подгрупп – 3 добровольца и т.д.
Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».
Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.
Работа в малых группах «Составления списков причин приводящих к возникновению синдрома «профессионального выгорания по 4-м группам» (10-15 мин)
социально-демографические:
возраст;
пол;
семейное положение;
опыт работы;
образовательный и квалификационный уровень;
социальное происхождение;
этническая и расовая принадлежность
личностные:
склонность к интроверсии;
низкая социальная активность и адаптированость;
социальная несмелость,
направленность интересов на внутренний мир;
реактивность (динамическая характеристика темперамента);
низкая или излишне высокая емпатия;
авторитарность;
агрессивность;
подозрительность;
нонконформизм;
высокая тревожность;
стыдливость;
импульсивность;
эмоциональная неустойчивость
статусно-ролевые:
ролевой конфликт;
ролевая неопределенность;
недовольство профессиональным и личностным ростом;
низкий социальный статус;
ролевые поведенческие стереотипы, которые ограничивают творческую активность;
отторжение в значимой группе;
негативные поло-ролевые установки, которые ограничивают права и свободу личности
профессионально-организационные (корпоративные):
рабочие перегрузки или отсутствие нагрузки;
сверхурочная работа;
ограниченность времени;
эмоционально насыщенное деловое общение;
дефицит времени;
длительность рабочего дня
содержание труда
Содержание труда всех профессиональных групп системы «человек-человек» отличает:
высокая насыщенность рабочего дня общением;
большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
высокая ответственность за результат общения;
определенная зависимость от партнеров общения: необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;
конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).
Упражнение «День рождения нашей группы» (10-15 мин)
Участники хаотично двигаются по комнате. Вводится запрет на использование голоса.
1 задание. Не говоря ни слова, объединитесь в группы, кто в какое время года родился.
2 задание. В каждом времени года объединитесь по месяцам рождения.
3 задание. В каждом месяце распределитесь по дням рождения.
4 задание. А теперь все участники должны встать друг за другом по временам года, месяцам и дням рождения. Начнем с начала года. Итак, январь...
Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?» (10 мин)
Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.
Рисунок выбранного барьера (10 мин)
Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.
Упражнение: «16 ассоциаций» (15 мин)
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
Мини-лекция с презентацией «Стадии профессионального выгорания. Следствия профессионального выгорания» (5 мин)
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Следствия профессионального выгорания
Первое — снижение самооценки.
«Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второе — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.
Третье — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
«Симптомы синдрома «профессионального выгорания»
физиологические симптомы
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна
ощущение эмоционального и физического истощения
отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию
общая слабость, снижение активности и энергии
частые беспричинные головные боли
постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
резкая потеря или резкое увеличение веса
полная или частичная бессонница
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений
социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»)
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
руководитель затрудняется в принятии решений
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет
Упражнение «Кельтское колесо» (15-20 мин)
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера – это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока – это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга – обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы объединяются в подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
7-10 минут на подготовку.
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Участники остаются объединенными в 4-е подгруппы для дальнейшей работы.
Работа в 4-х группах «Профилактика синдрома «профессионального выгорания» (10-15 мин)
Исходя из характеристики типа людей, определенного в предыдущем упражнении участникам тренинга предлагается выполнить задание – составить рекомендации по профилактике синдрома «профессионального выгорания»
Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо» (10-15 мин)
Цель: Подвести итоги основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга.
Завершить тренинг на позитивной ноте.
Обеспечить базис для следующего занятия.
Ход упражнения: Каждому участнику было предложено написать себе письмо, в котором он резюмирует знания и навыки, полученные в ходе тренинга. Ведущий объяснил, что письма будут разосланы всем через месяц. Участники могли включить в письма то, о чем хотели бы себе напомнить (например, как можно по-новому реагировать на ситуацию стресса или как быстро и эффективно восстановить энергетический баланс после рабочего дня и др.).
Письма вкладываются в конверты, на которых надписывается реальный адрес, и заклеиваются. Ведущий собрал конверты у участников. Через месяц письма отправляются адресатам.