Статья Профилактика синдрома профессионального выгорания


Профилактика синдрома
профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания
Интерес к профессиональному выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление возрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни коллектива.
Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться на работе в любой организации.
Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов. Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Звучит спокойная музыка Филиппа Чэпмэна «Райский сад»
Признаки профессионального «выгорания»
Выделяют 10 основных признаков эмоционального «выгорания» (психолог Е. Малер):
Истощение, усталость;
Бессонница;
Негативные установки;
Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
Увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
Уменьшение аппетита или переедание;
Усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
Чувство вины.
Развитие синдрома профессионального выгорания носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома «выгорания» - К. Маслач и С. Джексона (1981г.). Они выделяют три его основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.
Способы борьбы с синдромом профессионального выгорания:
Упражнение в парах «Как вы снимаете усталость»
Выписать на листок
Спокойная музыка
Ванна с пеной
Массаж, который делают близкиеГорящая свеча
Тарелка с фруктами
ФиточайХобби
Бассейн
Прогулки на природе
Волшебные слова (покой, тишина, нежная прохлада).
Упражнение «Голубое и розовое дыхание»
Очень важно научиться расслабляться.
Контрастный душ и т.д. предлагают участники.
Звучит спокойная музыка - «Ангел исцеления» Стивен Родес

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приёмов, которые дают возможность не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем психолог проводит упражнение на релаксацию.
Звучит спокойная музыка - «Человек с глазами ребенка» Вилл Уоллис
Релаксация Упражнение «Земляничная поляна»
Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Вы ребенок, который медленно идет по тропинке. Светит солнышко…. дует легкий ветерок….. стрекочут кузнечики…. порхают бабочки капустницы…тепло… проплывают легкие облака…..Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Почувствуйте аромат земляники, ощутите его вкус. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».
Рекомендации профилактики стресса и выгорания
1. Проявляйте заботу о своём настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.
2. Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех». Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.
3. Не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс «незавершённого действия» будет истощать ваши ресурсы.
4. Важно научиться говорить «нет» и только после этого браться за большие объёмные работы.
5. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
Упражнение «Письма – пожелания»
Цель: предоставление возможности передать и получить положительные эмоции
Ведущий раздаёт участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется. По сигналу ведущего участники группы читают адресованные им письма – пожелания.
У Вас есть вопросы?
Рефлексия
В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.
Почувствовали ли вы чувство воодушевление?
Было ли чувство гордости? Удивления? Дискомфорта?
Какие открытия вы сделали для себя?
Получили ли вы заряд положительных эмоций?