Технологическая карта урока по русскому языку на тему Главные члены предложения. Подлежащее(5 класс).


Технологическая карта урока.
Урок по русскому языку для 5 класса «Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее».
Составитель: Пимонова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Цели урока: Систематизировать ранее изученное о главных и второстепенных членах предложения; углубить знания о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего; сформировать умение выделять грамм. основу предлож.; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, что составляет грамм. основу предложения; знать второстепенные члены ; способы выражения подлежащего; о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные : осознавать эстетическую ценность русского языка; проявлять уважит. отношение к родному языку; уметь чувствовать выразительность речи.
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Мотивация к учебной деятельности, включение учащихся в деятельность:
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
Я рада вас видеть, надеюсь, что работать вы будете активно, с интересом.
Актуализация и пробное учебное действие: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Предлагаю вам проверить себя в написании словарных слов следующим образом: читаю загадку, вы отгадываете и записываете ответ. (один работает у доски)
В желтом море корабль плывет,
Из трубы зерно течет.(комбайн)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (календарь)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (пшеница)
Из-под небес,
Как в страшном сне,
Спортсмен
Летит на простыне! (Парашютист)
Какие еще подобные слова вы знаете? (жюри, брошюра).
Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации.
Выбери любое из словарных слов и составь с ним предложение, запиши.
Как вы можете охарактеризовать ваши предложения? (по цели высказывания, по интонации)
Запишите предложение :Падают с ветки золотые монетки. (листья)
Сделаем синт. разбор этого предложения.
Что составляет основу этого предложения?
Остальные члены предлож. являются какими?
Без чего не может существовать предложение?
Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.
Итак, что станет темой нашего урока?
Чему мы должны научиться, исходя из темы урока?
Практическая деятельность.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
Перед вами небольшой текст, прочитайте к нему задание.
Спишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
На траве и кустах заблестела роса. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.
Чтение правила на страницах учебника.
Закрепление.
Цель работы: проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением и сочетанием слов.
Работа в группах .Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
На печке два мальчика сладко посапывали.
Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.
Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
Сырой туман висел над рекой.
На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
Они вывели бычка на улицу.
Я увидел на стекле три капли дождя.
Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
У папы три капли упали со шляпы.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности появились в процессе работы?
Как вы их преодолели?
Понравился ли вам урок?