Пестушки. Русские традиции и обычаи.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
« HYPERLINK "http://rodnaya-tropinka.ru/pestushk/" \o "Постоянная ссылка на Пестушки: русские традиции и обычаи" Пестушки: русские традиции и обычаи».
Подготовила:
старший воспитатель
1 квалификационной категории
О.В. Гордеева
п. Двуречье
2016
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.
Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.
Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны  и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.
Что же дают пестушки малышу?
1.Эмоциональный диалог с мамой.
Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!
Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.
2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.
Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!
3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:
Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.
Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):
«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».
Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.
4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.
Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?
Пестушка для умывания.
Умывая младенца, приговаривали:
«Свята-Божья водичка,
Умой Боре личико:
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!
Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!
Чтоб ты жил и никогда не хворал!
Расти большой и будь умнОй!»
Пестушки для купания.
Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.
1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:
«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:
С гоголя вода,
с гоголихи – вода,
А с рабы Божьей Танечки –
вся тягота!
Водичка – под полОк,
А Танечка – на полОк.
Водичка – ниже.
А Танечка – выше!
Вот послушница! Помылась, давай убираться».
2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»
Пестушки для гимнастики и массажа младенца.
1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:
Скок, скок, скок.
Побежали на мосток.
Побежали на мосток.
Потеряли сапожок.
2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого  кладем ручки на головку малышу.
Кши, кши, сороки!
Кши, кши, белобоки-
Полетели, полетели,
Ване на головку сели!
Сели, посидели,
Песенки попели
И дальше полетели!
Гуси прилетели,
На головку сели.
Сели,посидели.
Песенки запели.
И опять полетели!
3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)
По коч-кам, по коч-кам,
По маленьким вершоч-кам.
 В ямку – бууууууух!
А там петух!
Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух!
4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:
Кую-кую-ножку!
Поеду в дорожку!
Куй, куй, чеботок!
Подай, Ваня, молоток!
5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:
Кудели, кудели.
Кудели, кудели.
На печи сидели.
Куда Таню (имя ребенка) дели?
Кудели, кудели,
Головушкой вертели!
Кудели, кудели
Пряли две недели!
6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:
«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»
7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)
Дери-дери-дёрка!
Едет Егорка!
На серенькой лошадке,
В новой шапке.
С бородой. С усами!
Дери-дери-ногами!
8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.
«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»
9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:
-
Что в горбу?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем черпал?
- Ковшичком.
- Дай-ка мне! Дай-ка мне!
10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.
Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!
А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!
А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»
Тяги-тяги-потягууууушеньки!
На Катюшу порастуууууушеньки!
Расти, доченька,здороооооовая!
Как яблонька садооооовая!
11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.
Мешу, мешу тесто!
Есть в печи место!
Пеку, пеку, каравай!
Головоньку валяй, валяй!
12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.
Трататаааа! Трататааааа!
Пожалуйте решетаааа!
Мучки посейте, пирожки затейте!
Ай-тпруки-тпруки-тпруки!
Я насеяла муки!
Замесила пироги!
На пшеничных дрожжах!
Не удержишь на вожжах!
Тпрушечки-потрушечки.
Испекли ватрушечки!
Ватрушечки-колобушечки!
Нашему Андрюшечке!
13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:
Ай-тукиии-тукиии-тукиии.
Застучали молоткиииии!
Застучали молоткиииии!
Заиграли в локотки!
Тук-тук-ло-ко-ток!
Скоро Машеньке годок!
14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):
Гули-гули-гулёёёёёночек!
Гули-гули-голубёёёёночек!
Пой, пой, хорооооошенький!
Хорошенький. Пригоооооженький!
Чтоб был здоровёёёшенький!
15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:
Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!
Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!
Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!
16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:
Эх, топни, нога!
Топни, правенькая!
Как Катюша хороша-
Наша маленькая!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.
Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом  году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.
Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:
Расти-расти, зубок.
Твердый как дубок!
И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.
А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:
«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:
Ай, дыбочки-дыбОк,
Скоро мальчику годок!
Вставай-ка дыбок,
Достанешь потолок.
Вставай и повыше,
Достанешь до крыши!
И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».
А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):
«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:
«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.
Завтра Танечке годок!
Купим Танечке платок!
Во всю голову цветок!»
Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.
Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»
Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.
Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.