ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»



ГККП «Ясли-сад «Петушок»»






ОБОБЩЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Подготовила
воспитатель «Ясли-сад «Петушок»»
Каланина Юлия Викторовна





г. Петропавловск
2015
Рецензия
на материалы описания педагогического опыта по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»
Автор опыта: Каланина Юлия Викторовна-воспитатель
ГККП «Ясли-сад «Петушок» города Петропавловска Северо-Казахстанской области
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Детский сад – первое звено в системе образования. И основная задача д/сада сегодня-не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств.
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими коммуникативными навыками обучения.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Отличительная особенность данных методик заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности.
Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:
–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти:
ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности:
ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Новизна представленного опыта заключается в том, что реализация любой речевой задачи возможно через различные виды деятельности, этому способствует подбор содержания речевого и учебно- познавательного материала, а главное использование ТРИЗ технологий.
Результативнось опыта доказана динамикой результатов компетентностного развития детей по образовательной области «Коммуникация»

Актуальность
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей пятого года жизни.
Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка .
На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.
Я считаю, что наиболее социально значимой для дошкольников является связная речь. Речь является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях .
Новизна опыта
Творческая деятельность - эта такая деятельность, которая создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых воспитатели сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности. Использование методов ТРИЗ в работе с детьми помогает дошкольникам увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. Закономерности развития, а также умение-выразить увиденное и познанное в речи.
Сущность опыта
Для повышения уровня творческого воображения у дошкольников мной была разработана система занятий с использованием ТРИЗ-технологии, направленная на развитие творческого воображения у  детей дошкольного возраста в условиях ДО.
     Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им,   строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Язык занимает важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школе.
Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личности в целом. 
Трудности в овладении детьми  словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
     Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:
–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти:
ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности:
ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Изучив особенности детей с общим недоразвитием речи, я сделала вывод, для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как: воображение, память, мышление.
       Это проблема меня заинтересовала. Я применяла в своей работе различные  методы и приёмы, игры и упражнения на развитие психических процессов, но они не давали должного результата. Я остановила свой выбор на программе ТРИЗ.
     Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
       Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять, боязнь перед новым, неизвестным. Сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях. А как об очередных задачах требующих решения.
Считаю, что ТРИЗ технология актуальна при решении следующих задач:
-формирование интереса к активной игре со словами, дифференциации звуков, использованию различных способов интонационной выразительности;
-развитие понимания и использования в речи антонимов, синонимов, многозначных слов;
-формирование монолога, употребление разных частей речи, эпитетов, сравнений;
-развитие умения просить помощи, уважая желание других людей;
-развитие у детей способности грамотно применять коммуникативные компетенции во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношении с природой;
-развитие умения передавать содержание какого-либо впечатления, события , сказки;
-развитие умения рассказать о своем поведении и переживаниях и объяснить их.
Прогнозируемый результат
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Благодаря ТРИЗ технологиям мы сможем вырастить из ребенка оптимиста, развитую личность, с хорошо развитой речью, человека, умеющего найти выход из любой ситуации.
Характеристика
Я начала работу по ТРИЗу с группой детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст по возрастной периодизации ГОСО РК -2012) детского сада «Петушок» в количестве 26 человек. Детей моей группы отличает: большая физическая активность; желание заниматься продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация);из разных видов игровой деятельности предпочитают строительные, сюжетно – ролевые игры. В совместной деятельности с детьми 12% детей часто вступают в конфликт со сверстниками.
Технология опыта
Опытно – экспериментальную работу по проверке развития связной речи детей среднего дошкольного возраста через ТРИЗ я проводила в три этапа:
1 этап – констатирующий;
2 этап – формирующий;
3 этап – контрольный.
На констатирующем этапе опытно - экспериментального исследования мной изучалась литература по проблеме исследования; анализировались учебно-воспитательные программы; составлена и проведена анкета для воспитателей ДО г. Петропавловска; проведена диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
На формирующем этапе мной был произведён подбор игр, упражнений и бесед по ТРИЗ-технологии.
На контрольном этапе я сравнила результаты диагностики по проблеме исследования до и после эксперимента.
Работая с детьми ,я поставила перед собой цель сделать организационную деятельность содержательной и интересной для детей.
Прежде, чем приступить к работе по ТРИЗу, для полноценного проведения экспериментального исследования мне необходимо было определить те аспекты, кото
·рые требуют достаточно целенаправленного воздействия.
Исследование я проводила в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь поставленной цели. В эксперименте участвовало 26 детей средней группы ГККП«я/с «Петушок».
По окончании 1 этапа эксперимента, мной было составлено заключение, в котором отражено состояние речи детей на начало года. После чего мною были подобранны упражнения , беседы, игры по ТРИЗ-технологии, и этими упражнениями была дополнена организованная деятельность в средней группе в соответствии с программными требованиями.
В процессе работы мной были выбраны различные методы и приемы ТРИЗ, один из которых метод фокальных объектов, суть его заключается в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект и обычные предметы наделяются совершенно необыкновенными свойствами. Он прекрасно развивает воображение, ассоциативное мышление и способность к изобретательству. сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать. Далее подбирается несколько случайных объектов и составляется перечень свойств. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект.
Например,Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было.сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком»
Метод фокальных объектов позволяет расширить словарный запас детей, пополнить речь прилагательными, отвечать на поставленный вопросполным, развернутым ответом.
Очень интересный метод – мозговой штурм, я начала использовать с детьми в середине года. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются  самые неожиданные необычные предложения. Последующим  этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
На организованной деятельности по развитию речи «Сочиняем сказку сами» я использовала этот метод, обучающий детей выдвижению разных способов решения одной проблемы .
Задачи:
- формировать умение составлять сказки по схемам, не повторяя сюжет товарища;
- формировать умение употреблять наиболее подходящие слова при обозначении действий героев, расширять словарный запас слов;
- использовать в речи рассуждения, объяснения, оценивать объяснения товарищей;
- развивать речевое дыхание, правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; упражнять в произношении изолированных звуков, практически усвоить образование имён существительных;
- развивать мышление, творческое воображение;
- воспитывать желание придумывать новые сказки.
Ход занятия: представлен в (Приложение 1 ).
Детям было предложено придумать свою сказку, объясняющую какую – либо особенность животного. Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
Например. Ёжики были гладкими. Как появилась эта особенность?
Дети придумывают сюжет, как появились колючки: уснул под ёлкой, нашёл мешок с гвоздями и т.д.
-Как изменилась жизнь, что стало хорошего?
В конце работы я рассказала получившуюся сказку.
Метод мозгового штурма необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд нет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети понимают, что из любой казалось бы безвыходной ситуации можно найти выход. Таким образом у них формируется основы рационального мышления.
Формируя элементарные математические представления у воспитанников средней группы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка). В организованной деятельности по ФЭМП я использовала д/и «Рассели героев» по принципу игрового Тризовского упражнения «Теремок», был сделан флипчарт
На экране сказочная дверца с замком, рядом герои сказки.
-Кто нас здесь встречает?
-В какой сказке можно встретить всех этих героев?
Теремок
В: Они построили красивый большой теремок и для вас приготовили задание:
Расселите героев так, чтобы цифра на окошке соответствовала количеству угощения у героя .
В: В какое окошко поселите мышку?
-В 1, потому что у нее в корзинке 1 пирожок.
-Почему?
Заяц.
Лягушка.
Лиса
Волк
- ЖаKсы! Заселили теремок, всем хватило места, почему?
5героев, 5 окошек. Поровну. (Приложение 2)
На занятии по ознакомлению с окружающим на тему «В гостях у Снеговика. Свойства снега и льда» я использовала игру «Дразнилка».Детям очень нравятся подобные игры
называется объект, дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка(Приложение 3)
Подобные игры пополняют и расширяют словарный запас ребенка , моим детям было очень интересно, так как они придумывали новые, необычные слова.
Сказки-это древний и вечный источник мудрости, передаваемый из поколения в поколение. Сказки , придуманные детьми, развивают воображение, мышление, умение связно излагать свои мысли, фантазию и смекалку. Поэтому я использую метод моделирования, дети сочиняют сказки с помощью схем. Это позволяет сохранить в сознании детей речевую цель, способствует правильному выполнению задания. Работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами и схематично выкладывать.
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели.
Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Главная задача взрослого создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой своей сказке. А есть творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор и взрослый, и ребенок использует так, как хочет. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в своей сказке они могут делать все, что захотят, что они авторы созданных новых работ, новой реальности и авторам в творчестве можно всё!
Одним из любимых занятий детей является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Мною были использованы такие приёмы нестандартного рисования как: «пальчиковая живопись», дети рисовали рябинку для снегирей.(Приложение4)
Работу по ТРИЗу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках.(Приложение5 )
На прогулках с дошкольниками я использовала различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему-развитие речи детей.
-Давайте оживим дерево: кто его мама?
-Кто его друзья?
-О чем оно спорит с ветром?
-Что может нам рассказать дерево?
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого:
-А что, если ты превратился в дерево? О чем ты мечтаешь?
-Кого боишься? Кого любишь?”
     Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?).
В течении всего года велась работа с родителями было проведенно родительское собрание "Играем в Тризовские игры", целью которого было :
- познакомить родителей с технологией ТРИЗ;
 - повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;
 - познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;
- воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;
 - порекомендовать родителям, использовать  игры технологии ТРИЗ дома.(Приложение 6 )
Я постаралась подобрать  игры, в которые родители могут играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает родителям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.     Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения. Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье. Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.(Приложение 7)
Для более успешного внедрения ТРИЗ технологии была проведена консультация для воспитателей «Развитие речи детей с помощью дидактических игр иупражнений»(Приложение 8)
Используя методы ТРИЗ в своей работе, я добилась того, чего хотела. Дети научились составлять  интересные сказки,  составлять описательные рассказы по игрушкам. ТРИЗ помог развить фантазию и логическое мышление детей, научил их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь.
ТРИЗ-для дошкольников-это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Это доказывает проведённая мной диагностика уровней компетентностного развития детей среднего возраста по образовательной области «Коммуникация»
Результаты диагностики отражены в диаграмме









13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить,что добиться высокого уровня речевого развития детей можно лишь, используя все виды деятельности в совокупности.
Сравнение результатов полученных данных с результатами констатирующего эксперимента доказывает положительную обучающую роль использования элементов ТРИЗ на занятиях дошкольников, их эффективность. Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Применение различных упражнений ТРИЗ помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень познавательной активности детей
Если в начале года низкий уровень составлял 16%, то в конце года он снизился до 5 %.
Результаты данного этапа экспериментальной работы позволили сделать выводы о том, что дети средней группы детского сада проявляют позитивную динамику сформированости связной речи, доля детей с высоким уровнем значительно возросла: на начало года 30% в конце 60%.
Систематическая работа с детьми показала, что овладение связной речью детьми – длительный процесс, в котором возможно возвращение к прежним ошибкам, стереотипным для ребёнка формам. В связи с этим необходимо повторение пройденного материала, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В процессе работы по данной проблеме я убедились в необходимости точного определения содержания обучения.
Полученные результаты подтверждают важность использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи развития речи дошкольников.





Список использованной литературы:

1 Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – М., 2011. – Т.35.
2 Колодяжная Т.П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н / Д: ТЦ «Учитель», 2010. – 32 с.
3 Гризик Т.Д. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54 - 56.
4 Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 144с.
5 Гафитуллин М. С. Развитие творческого воображения. - Жуковский, 1987.- 12с.

6 Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики.

7 Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика / Структурализм: «за» и «против». - М .. 1975. - С. 193 - 200.
10 Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 527 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Каланина Ю.В



Root Entry