Мастер-класс по рассказу Т.Любиной Дед Хиба из домика у моря


Мастер-класс семинар завучей
Элективный курс «Практическая грамотность», который я веду в 10 классе, направлен не только на углубление в текст и его анализ, но и на воспитание школьников, потому что в современном обществе необходимо быть грамотным, вооруженным знаниями, но в первую очередь, надо быть человечным. Через погружение в текст мы учимся понимать автора на уровне чувств и эмоций, учимся объяснять поступки людей. Скажите, какие профессии связаны с умением понимать людей, сопереживать им, поддержать другого человека?
(психолог, врачи, учителя, социальные педагоги, руководители)
Произведения, которые выбраны для анализа и интерпретации, выходят за рамки школьной программы. Многих из них пока не найти в наших библиотеках, так как это новые произведения русских и зарубежных авторов. Чаще всего мы обращаемся к сети интернет. Большинство произведений можно найти на сайте «Капканы ОГЭ и ЕГЭ» в разделе «Книжная полка». А в каких профессиях нужны элементарные умения работы с текстом на экране монитора? Умение анализировать текст?
(в современном обществе любая профессия связана с работой на компьютере с плавающими текстами. )
Таким образом с полной уверенностью можно сказать, что наш элективный курс готовит не только к итоговой и промежуточной аттестации, но и ведет предпрофильную подготовку. И сегодня мы вам предлагаем фрагмент занятия по работе над текстом.
Тема «Следуя за мыслью автора…»
Цель: формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений;
Задачи
развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации текстов;
развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
развитие умения постигать содержание художественного  произведе-ния  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
развитие умения создавать собственные сочинения по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: экран, проектор, презентация, ноутбук, критерии оценивания ИС, сочинение учащегося.
Ход мастер-класса
слайды Содержание Ожидаемые ответы
- Боже ж мий, божечки, - разбудили внука ни свет, ни заря причитания Хиба. - Иде ж воны еи девалы, супостаты окаянные? - дед держал платок в руках, и по его старым, морщинистым щекам текли мелкие слезинки, а он прижимал грязный платок к груди.- Ты чего? - недовольно буркнул внук. За окном кричали какие-то утренние птицы, а дед продолжал причитать свое: "Боже ж мий".- Земли тебе, что ли, надо? Я тебе ведро принесу, нашел, о чем плакать! Ну, люди, - внук зло перевернулся в постели на другой бок.- Сынка! - неожиданно сильно затряс дед внука за плечо. - Куда ты еи дел?- Ты че, дед, свихнулся? - окрысился выведенный из себя Гришка.- На кой черт она тебе сдалась в пять часов утра, - ткнул он пальцем в будильник.- Та це ж с Аннушкиной могилки! Я ж думал, як шо, чтоб на мою могилку насыпали, коли не сможете нас двойко поховать. Сынка! - совсем жалобно, по-детски заплакал дед. - Куды ты еи подевал?- Не знаю, - буркнул внук, чувствуя, что горе деда не так уж смешно, как показалось вначале. -Кто тебя звал, так бы и сидел у Аннушкиной могилки…
Перед нами отрывок из рассказа, который недавно был опубликован на сайте «Книжная полка».
О чем этот диалог?
О том, что мальчик выкинул землицу, которая была очень дорога деду
Каково настроение диалога? Напряженное
Натянутое
Как вы думаете, почему эта землица так дорога деду? Она с могилы Аннушки, он считает, что не сможет уже вернуться к этой могилке
Предположите, кто такая Аннушка? Скорее всего жена
Назовите участников диалога? Мальчик и дед
Охарактеризуйте каждого из них, подобрав прилагательные Внук – равнодушный, черствый, грубый, легкомысленный, жестокий
Дед – ранимый, чуткий, слабый и т.д.
Какова авторская позиция по отношении к героям? На стороне деда, его жалко
Докажите свою точку зрения, опираясь на текст. Гриша - буркнул, недовольно буркнул, внук зло перевернулся в постели на другой бок, окрысился выведенный из себя Гришка, ткнул он пальцем в будильник.
Хиба - прижимал грязный платок к груди, причитал, совсем жалобно, по-детски заплакал.
Действительно, авторское отношение прослеживается четко уже в самом тексте. На какую тему сочинения в качестве аргумента можно было бы взять данный диалог? Безразличие, ценности, нравственные ценности,
Спасибо! На одну из этих тем уже написана работа. Сейчас вам предстоит стать экспертами по проверке итоговых сочинений и оценить работу ученика.
Каждая группа будет проверять по одному критерию. Включите, пожалуйста, ВАТСАП. Я отправлю вам это сочинение. (Отправляю сочинение на планшеты) 1 группа – Руслан, Алина, Г.Аня2 группа – Аделина, К.Аня, Айдар
3 группа – Данил, Диана, Айгуль4 группа – Самвел, Ильнур, Динара
5 группа –Артем, Денис, Рената, Юля
На выполнение задания у вас есть 7 минут. После проверки ответы присылаете мне по ватсап (после получения ответов сразу вношу их в таблицу на экране) Каждая группа провела проверку, обоснуйте, пожалуйста, ваше решение Представители каждой группы выступают по своему критерию, доказывая, почему поставлена именно эта отметка.
Спасибо! сочинение в целом получает «Зачет» А вам предстоит написать свое сочинение на тему «Нравственные ценности», используя в качестве аргумента эпизоды из рассказ современной писательницы Тамары Любиной «Дед Хиба из домика у моря». Текст рассказа вы так же получите по ватсап. (Отправляю текст рассказа). Вы должны придерживаться критериев итогового сочинения. Спасибо за внимание!