Занятие по ручному труду Кукла мотанка


Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Кукла-мотанка»
Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения кукол
- активизировать познавательную деятельность детей
- вызвать интерес к русской народной кукле
- развивать творческую фантазию и воображение
- воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительные отношения друг к другу.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая.
Материал: современные куклы, кукла-мотанка, на каждого ребенка: три круга разных диаметров из ткани, треугольный кусок ситца, прямоугольник белого ситца, вата, нитки, резинки.
Ход занятия:
Куклу девочке купили,
И на праздник подарили,
О которой так мечтала,
Праздник долго ожидала.
Кукла глазками мигает,
Своё имя называет,
И любимая игрушка
Дремлет рядом на подушке!
С куклой девочка играет
Украшенья одевает
Очень модный был наряд
Глазки девочки горят.
Воспитатель. – Ребята, а вы любите играть с куклами? (ответы детей)
- В нашей группе есть много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие. У каждого из вас есть любимая кукла. Катя как зовут твою куклу?
- А у тебя, Полина, как зовут куклу?
-Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы, бабушки и прабабушки, когда были маленькими, тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими - мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку.
Игровое упражнение «Это тоже я могу»
Кто, скажите, сможет, дети, Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму - Это тоже я могу! Вправо-влево разведу - Это тоже я могу! И как птица полечу - Это тоже я могу! Головою поверчу - Это тоже я могу! А потом присяду, встану - Это тоже я могу! И нисколько не устану - Это тоже я могу! Я попрыгаю немного - Это тоже я могу! И пешком пойду в дорогу - Это тоже я могу! Если надо побегу - Это тоже я могу! Все на свете я смогу!
- Молодцы! Саша, а про что мы говорили? ( ответ)
А сейчас усаживайтесь поудобнее и послушайте интересную историю. Посмотрите, у меня в руках кукла-мотанка удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которой оставили нам наши предки.
– Тая, а кто такие предки? (ответ) - Правильно, очень давно , когда наши бабушки были маленькими они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика. – Что это означает? ( без лица)
Безликими их делали специально. Безликая кукла всегда добрая. – А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, нитки, резинки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. – Вы наверное устали? Давайте отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать. Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей!
- Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу.
1. Возьмем вату и катаем плотный шарик. Затем берем большой круг находим центр с изнаночной стороны и кладем шарик в центр круга. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и заматываем ниткой. Это будет голова нашей Куклы-мотанки. Расправляем ткань- это первый слой платья тряпичной куклы.
2. Берем второй круг, который чуть поменьше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.
3. И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность головы и обматываем ниткой.
4. Теперь возьмем белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем резинкой вокруг головы.
5. Теперь будем делать ручки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой.
6. А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем её, завязываем. И вот наша кукла готова.
- Ребята, как называют куклу, которую мы сделали? А почему она называется мотанка?
- Куклы у нас получились добрые, веселые.
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
- Давайте, оживим наших кукол, пусть они нас повеселят в танце. (звучит русская народная мелодия , куклы танцуют)