Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

Предмет: окружающий мир
Класс: 1 А класс
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Время проведения: ноябрь
Технологическая карта изучения темы
«Наши помощники органы чувств»
Тема
«Наши помощники органы чувств»


Цель
Задачи






УУД

формирование понятия «органы чувств»
-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
- показать роль и специфику разных органов чувств;
- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- развивать устную речь;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
Личностные УУД:
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
- строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им


Планируемый результат
Знать:
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы органов чувств;
- ставить опыты с помощью учителя;
- формулировать результат опыта;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока


Основные понятия
Органы чувств

Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, математика

Ресурсы:
- основные

-дополнительные

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1класс. ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- Изд. 3-е, перераб. - М. -: Баласс; Школьный дом, 2011. - 96с., ил. (Образовательная система ""Школа 2100".)
- два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);
- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»;
- карточки с изображениями и названиями органов чувств;
- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;
- 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;
- план работы группы
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003

Условные обозначения




Формы работы
Фронтальная, групповая







Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I. Актуализация знаний
В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»
-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)
-Что-то не так? (У девочки нет лица)
-Что это значит? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей)
Слайд №1.
На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.
-Что общего у этих частей?
-Можем ли мы их назвать одним словом?
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя


II. Формулирование темы и целей урока
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.



III. Открытие детьми нового знания























































































































IV. Первичное закрепление
-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)
Работа со словарём.
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)
-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Итак, приступим.
1. Исследование органа зрения.
-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)
-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
Работа в группах.
-Каждая группа получит своё задание:
1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.
Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам.
- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.
Правила обсуждения ответов.
- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и(слышите), смотрите и(видите), думаете и(оцениваете).
(Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).



- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать)
-После проведённого исследования дадим научное определение.
Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)
Слайд №2
На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз.
-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

Физминутка для глаз

2. Исследование органа слуха.
-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.
(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)
-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
-Поиграем в игру «Веришь - не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.
(Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)
-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.
Уши – это орган чего? (Орган слуха)
Слайд №3
На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.

Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга,
«качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

3. Исследование органа обоняния.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)
Опыт №1.
Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)
Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.
Слайд №4
На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.

Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)

3. Исследование органа вкуса.
-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
-Нужно провести ещё один опыт.
Опыт №2
Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,
3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)
-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)
Слайд №5
На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.
Физминутка
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса,
«медвежьи покачивания» - снятие напряжения)
Общий вывод.
-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
(Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.)
-Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)

-Проверим, верный ли вывод мы сделали. Возьмите лист с заданием. Что это? (Кроссворд) - Впишите в пустые клетки первые буквы каждого слова и прочитайте, что получится. (Органы чувств)
-Значит, мы были правы? (Да)
-Отгадайте загадки.
1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)
2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)
4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;
- строить монологическую речь в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им


V. Итог урока
-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?
(Орган зрения – увидеть блюдо,
орган обоняния – почувствовать запах,
орган вкуса – узнать вкус)
-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
(Органы чувств)
-Назовите их. (Хоровой ответ)
-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
-А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)
-Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.














-

+

М

дддддд Д

М

дддддд Д

мммммммммммммммммммм мМ

мммммммммммммммммммм мМ

-

+



Рисунок 7Рисунок 715