Конспект открытого урока по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
\
Открытый урок по окружающем миру
на тему
«Органы чувств»
Автор-разработчик
Сюткина Яна Николаевна
Группа 42
Специальность:
Преподавание в начальной школе
Класс:3 класс
Предмет: окружающий мир
Тема:« Органы чувств».
Цель Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.
Задачи:
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
- Регулятивные УУД:
1.Принимать учебнуюзадачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
- Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Методы: 
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование:интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый кубик, железная вилка, деревянная ложка и т.п); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»; духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия:органы чувств
Форма работы:фронтальная, групповая
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организацион -
ный момент Здравствуйте, уважаемые знатоки окружающего мира.
Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.
А зачем они нужны человеку?
Может, и не нужны они совсем?
А что вы чувствуете, когда на улице мороз? Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.Человек мог бы попасть под машину.
Мы бы не пришли в школу.Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать.
Не различали бы запахи.Рот нужен нам для еды.Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
Мы чувствуем холод. Проверка домашнего задания Вопросы на стр. 125 (письменно)
Сдают тетради на проверку Постановка проблемы Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.
Есть пять помощников на службе у тебя,Не замечая, их используешь шутя:Глаза тебе даны, чтоб видеть,А уши служат, чтобы слышать,Язык во рту, чтоб вкус понять,А носик - запах различать, 
Руки - чтоб ласкать, трудиться,Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
О чём говорится в этом стихотворении?
Назовите одним словосочетанием.
Это будет темой нашего урока – Органы чувств. Органы чувств
«Открытие» детьми нового знания. Давайте поставим цель нашего урока.
Для чего мы сегодня собрались?
Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи?
Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
Верно.
Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм.
Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы.
Давайте приступим к исследованию. Для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Это люди, которые что-то изучают, исследуют.
Мы будем исследовать человека. Работа с новым учебным материалом Орган зрения.
Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат различные
предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др.
Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов.
Кто может определить, что это за предмет, и какой он?
- Какой цвет этого предмета?
- Почему не можем сказать?
- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
Ребята, закройте глаза.
С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза.
Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
- Что вам помогло?
- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза?
Почему? Дети описывают предмет не глядя на него.
Не видим
Потому, что мы не видели. Сообщение – орган зрения.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз.
И, если подумать, это почти так и есть.
Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие.
Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и ихрасположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу.
Глаз воспринимает лишь световые волны.
Эта информация передается в определенный участок мозга.
И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов.
Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
-Берегите зрение! Правила
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки. Вывод Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?
Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ.
Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?
Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг.
Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать.
Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком. Орган зрения очень важен.
Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.
Физическая минутка
(для глаз) Следят за падающими листьями только глазами. Продолжение работы над новым учебным материалом 2. Орган слуха.
Игра «Угадай голос».
-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем.
Игра называется «Угадай голос соседа».
Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА.
Водящий должен определить, чей голос он слышит.
- Что помогало ведущим угадывать?
Участвуют 3-4 человека
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. Сообщение – орган слуха С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее
ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия. Правила Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Вывод
Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Орган слуха тоже очень важен. Физическая минутка Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку. Продолжение работы над темой 3.Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это.
(Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Что?
Как узнали?
Какой орган чувств помогает услышать запах?
- Как называется этот орган чувств?
Сообщение – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество.
При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду.
На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
Вывод
Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?
Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.
4.Орган вкуса
- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы?
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус.
Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Проведём эксперимент.
Перед вами 3 стакана с водой.
Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные.
А что такое вкус?
Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка.
Сразу почувствуешь: сладко.
Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он.
Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края.
Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Вывод
Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем?
5. Орган осязания.
Игра «Узнай, что это?»
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств.
Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек.
Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами.
Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись.
(Иметь надо вату или кисточку для рисования, расческу, предмет нагретый, тяжелый грузик, гиря.)
- Что чувствуешь?
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть.
Кожа помогает осязать различные прикосновения.
Кожа – орган осязания.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода?
Какого?
Сообщение – орган осязание.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает.
Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой.
Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.
Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе.
Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод
– Какой орган чувств помог определить предметы?
Какой вывод мы сделаем?
Общий вывод.
Вот и подходит к концу наше исследование.
Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название.
(Опора на таблицу)
Это органы:
А это чувства:
Какое название отсюда следует?
РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.
С.74 №2
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Орган обоняния очень важен.
Язык
Попробовать. Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Орган вкуса тоже очень важен.
Тепло, боль, холод
Ответы детей
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Орган осязания – кожа.
Орган осязания тоже очень важен.
Глаза, уши, нос, язык, рука.
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Органы чувств
Открывают рабочие тетради и самостоятельно работают. Итог Итак достигнута ли цель нашего урока?
Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.Да достигнута – мы выяснили, что без исключения органы чувств все важны!
Итак, сколько у человека органов чувств?
Какие органы за них отвечают?
Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
А надо ли беречь органы чувств? 5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Глаза, уши, нос, язык, кожа.
Да. Рефлексия Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке
(знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
Оценки за урок…
Спасибо за урок. Дополнительно* Органы чувств и мозг
Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»
С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.
Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода.
Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим – принимать сообщения в мозг.
Получив такие сообщения-сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и другие.
Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств.
Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.
Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять.
Это зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Есть еще чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.
Все органы чувств действуют совместно.
Они помогают и дополняют друг друга.
Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не спутает со вкусом огурца.
А те предметы, которые вы не знали, трудно будет определить.
Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить, так ли это?
- Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память? Вызываю четверых детей к доске, завязываю им глаза. Первому даю ручку, второму – пенал, третьему – резиновый мяч, четвертому – подставку для книг.
Дети называют предметы, которые им дали.
Да Домашнее задание Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их. Дополнительно* Открывается кроссворд (Слайд1)
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
2.На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Мы в нее зимой и летомС головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
3 к 1 у о 5 я
х ж з
о р2 г а 4 н ы
л о к
а с з