Конспект урока по окружающему миру Наши верные помощники-органы чувств


ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– У нас сегодня много гостей. И вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим за дверь.
2.  Постановка учебной задачи
1. Актуализация
(Слайд №2 с изображением человека, но без лица).
– Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? (У него нет лица: нет глаз, носа, рта, ушей.)– А зачем они нужны человеку?
2. Постановка проблемы.
– Сегодня на уроке нам  предстоит ответить: кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?– Ребята, наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.
3.  «Открытие» детьми нового знания
1. Исследование органа зрения
– Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)– При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это орган зрения. (Слайд №3) С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
(Возврат к лицу человека, появляются глаза)
2. Исследование органа слуха
– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! « В нашем классе тишина». – Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты).– Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать). (Включить звуки природы.  Дети слушают) (Слайд №4)– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)– Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши)– Уши – орган слуха. (Слайд №5) Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.–«Ласточка» Задача: продержать положение равновесия.– Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали? (Старались держать равновесие).– Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат.  (Слайд №6).“Ухо – орган слуха и равновесия”.
(Возврат к лицу человека, появляются уши)
3. Исследование органа обоняния.
– Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет? Давайте попробуем.
(Выходят по очереди, завязать глаза)
– Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет)– А теперь вдохни и понюхай (духи) – Какие запахи вы определили?– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох.– Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние. (Слайд №7)
(Перемещаю носа на изображение человека)
4. Исследование органа вкуса
(Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)
– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)– Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу:  в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)– Какой орган помог  вам  почувствовать вкус жидкости?– Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.(Слайд №8)– Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
(Выставить рисунок губ на лицо человека)
5. Исследование органа осязания
Игра «Узнай, что в корзине»
– Попробуйте определить на  ощупь предмет в корзине. (Корзинка накрыта салфеткой).
(Учащиеся надевают рукавичку  и пытаются определить предмет).
(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)– Но ведь сначала вы пользовались  рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.) На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета.  Кожа – это орган осязания. (Слайд №9)– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?– Посмотрите на экран – на левой стороне – органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (Слайд №10 – ОРГАНЫ ЧУВСТВ)
4. Физкультминутка
Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.
– Молодцы!Поменялись местами
5. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику (стр.62) (Слайд №11)
– А сейчас откройте свои учебники на стр.62. Рассмотрите рисунки. – Что узнают дети?  (Дети, с помощью органов чувств, различают звуки, вкус, запах, форму и размер предметов; определяют, твёрдые они или мягкие).
2. Самостоятельная работа
– Проведите дегустацию.
(На столах у каждого лежит мандарин, завёрнутый в бумагу).
– Дети, возьмите это в руки. Какой формы этот предмет? Какой вам орган чувства помогает? (Руки – осязание)– Разворачивайте… Вы что-то слышите? (Шелест бумаги) – Какой  вам орган чувства работает? (Уши – слух)– Что вы видите перед собой? (Мандарин)– Какой орган помог вам это узнать? (Орган зрения – глаза)– Очищайте… Что вы чувствуете? (Запах мандарина)– А теперь какой вам орган чувства помогает? (нос – обоняние)– Кладите в рот. Что чувствуете?– А теперь какой вам орган чувства помогает? (Язык – орган вкуса)
ПравилаЗарядка для глаз
6. Домашнее задание
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком  чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей  или  в других источниках информации.
7. Итог урока.  Рефлексия
– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?– Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? – Продолжи высказывание:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
 Сегодня на уроке я удивился…
– На листах нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.
А вот прощальные слова:Урок заканчивать пора.И я надеюсь, что теперьВы узнали много истин,И много всяких всячин.И если всё запомнили,Не зря ваш день потрачен!  
– Спасибо за внимание!