Конспект урока по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств ( 2 класс)


                           Урок по окружающему миру во 2 классе.
Тема:  Наши помощники – органы чувств.
Тип урока: объяснение нового материала.
Учитель начальных классов: Стрелкова Лидия Сергеевна
Образование: высшее
Стаж: 11,5 лет
УМК «Начальная школа ХХI века»
Цель:  уточнить представления об органах чувств  (слух, зрение, обоняние,            осязание).
Задачи:  - обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха
                 - познакомить с новым научным термином «внешние чувства»
                 (ощущения)
                     - развивать речь учащихся, мыслительные операции  (сравнение,                 анализ, обобщение)
                - воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств .                                                     Материалы:
Учебник «Окружающий мир» - Виноградова Н.Ф.  2006 г.
Тетрадь на печатной основе №1 «Учимся думать и фантазировать» -Виноградова Н.Ф. 2008 г.
Магнитофонная запись, предметные картинки, предметы с разными свойствами, продукты с разными вкусами.
                                         
                                              Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Для проверки домашнего задания предлагается блиц-опрос (ответить «Да» или «Нет») на листочках:
человек – это живое существо
организм имеет особенности, которые отличают его от неживого предмета
человек, как и другие организмы, дышит, питается, двигается, растет
люди не отличаются от животных
мозг животного, как и человека, может мыслить, придумывать что-то новое
физические качества – это рост, цвет глаз и волос, строение тела (ног, рук, лица)
организм – это твои физические качества и различные органы, которые работают слаженно.
( да, да, да, нет, нет, да, да)
Дети сдают листочки на проверку.
 Обобщение знаний.
- На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образует различные органы и физические качества.
- Сегодня на уроке вспомним известные нам органы чувств  и узнаем о новых «внешних чувствах».
1. – Окружающий мир полон разных звуков. Какие звуки мы можем услышать вокруг нас?
(Ответы детей были самые разные: шум, пение птиц, разговоры, стук, …)Включается магнитофонная запись (плеск морского прибоя, пение разных птиц, шум ветра и дождя), и ученики называют, какие звуки они услышали.
- А что помогло вам это слышать?  (уши)
- Ухо – орган слуха. Оно помогает слышать различные звуки в окружающем мире.
2. - Посмотрите на картинки на доске (цветы, ваза, солнце, стол, книга).
- Какого цвета цветы?
- Какую форму имеют остальные предметы?
- А теперь закройте глаза. Смогли бы вы ответить на мои вопросы с закрытыми глазами?
- Что помогло вам?
- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
-Так какое значение имеет для человека зрение и слух?
4.Знакомство с новым материалом.
1. Знакомство с органами обоняния.
Один ученик вызывается к доске. Предлагается с закрытыми глазами определить, что это  за запах (кофе, апельсин, духи).
Денис легко определяет запах кофе, апельсина, а запах духов называет запахом цветов.  
- Молодец, Рома. Почти правильно, ведь духи действительно с цветочным запахом.
- Что же помогло Роме определить запахи даже с закрытыми глазами?
- А что такое нос? (Лиза - Это орган……?)
- Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 19.
- Как называется эта глава?  (Обоняние)
- Читает Диана.
- Так как мы распознаем запахи? (Полина А. – мельчайшие частички пахучих веществ попадают к нам в нос, и мы распознаем запах.)
- Как называется это чувство? ( На доске появляется табличка с названием - ОБОНЯНИЕ.)
- А сейчас Артём расскажет нам о людях, которые придумывают запахи. (он готовил сообщение заранее по просьбе учителя на основе материала учебника.)
                             Физкультминутка.
 
2. Речевая разминка.
- Можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы?
- Начните ответ так: « Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени….»
( Заслушиваются ответы детей.)
-Какие правила надо выполнять, чтобы сберечь обоняние? Прочитайте на стр.20.
3. Знакомство с органами вкуса.
Работа в парах. Дети получили заранее задание принести кусочки разных фруктов, кусочек сахара, соль, конфету, перец, кусочек селедки. Ребята с закрытыми глазами на вкус  определяли, что это, фрукт, овощ или что-то другое .-Так каковы на вкус лимон, сахар, соль, яблоко?
-Что помогает вам определить вкус?
-Прочитаем, что об этом написано в учебнике, стр. 21.
-Так, что такое вкус? Как мы определяем вкус?
4. Знакомство с осязанием.
Один ученик закрывает глаза, а другой дотрагивается до его кожи то одним, то другим предметом. Ученик с закрытыми глазами пытается определить эти предметы. (Предлагается узнать стакан с теплой водой, вату, тяжелую книгу, щетку, бархатную ткань, кожаную ткань, гвоздь.)
- Давид, что ты чувствуешь? (Описание ощущений ученика: тепло, мягкое что-то, тяжелое, колючее, мягкое и приятное, мягкое и холодное, острое и холодное.)
- Как вы думаете, что Давиду помогло определить, какой это предмет?
(Миша ответил – руки, а Надя – кожа.)
-Молодцы. С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган ОСЯЗАНИЯ. (На доске появляется табличка.)
                                    Физкультминутка.
5.Работа в тетради.
  - Выполним задания в тетради №1. Самостоятельная работа учащихся.
-Проверка в парах. Если правильно, ставим плюс около номера.
- У кого все 3 плюса – «5». Молодцы. У кого 2 плюса – «4». Хорошо. Остальные подойдете ко мне показать работу.
6. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста учебника об обонянии, вкусе, осязании. Подготовить правила сохранения: 1 вариант – зрения; 2 вариант – слуха.
7.Итог урока.
-Перечислите «помощников» человека, с которыми вы сегодня познакомились.
- Какую роль для человека они выполняют?
(Паша – они помогают нам жить, чувствовать, радоваться окружающему миру.)
- Да, этими органами мы чувствуем окружающий мир. К органам чувств надо относиться бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение, поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, ведите только здоровый образ жизни.
-Урок окончен.