Конспект урока по окружающему мируОрганы обоняния,вкуса,осязания.


Урок: Окружающий мир;
Класс: 3-б;
Учитель: Галаева И.Н..
Тема: «Органы обоняния, вкуса, осязания»
Цель: познакомить учащихся с органами чувств.
Задачи:
Образовательная: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
Развивающая: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
Воспитательная: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Оборудование:  Кроссворд “Органы чувств”, лимон, мультфильм, мелодия, иллюстрации на доске, карточки.
Ход урока
Организационный момент:
Посмотрели друг на друга! Улыбнулись!
Проверка готовности к уроку:
Проверьте пожалуйста, чтоб у вас на парте лежал учебник, тетрадь, а все лишние предметы уберите с парт.
2. Проверка домашнего задания:
-На прошлом уроке вы познакомились с органами зрения и слуха. Давайте же проверим как хорошо вы усвоили материал.
1. Исследование органа зрения
– Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, что появилось у меня на доске? (вывешивается картинка глаза)– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)– При помощи глаз мы можем видеть различные цвета, различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Глаза –. это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
-Какие функции выполняют брови, веки и ресницы? (защитные)
- Для чего вы моргаете, щуритесь и закрываете веки? (защитить глаза от пересыхания и чтоб вымыть из глаз соринки и микробы)
- Какие правила надо выполнять, чтобы беречь глаза?(на презентации)
Слайд 2. 2. Исследование органа слуха
– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. В нашем классе тишина». – Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты).– Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать). (Включить звуки природы.  – Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)– Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши)– Уши – орган слуха. Также уши помогают сохранить равновесие, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат.  
- Какие звуки вас тревожат, какие радуют?
- Какие действия могут привести к нарушению слуха?
4. Сообщение темы урока.
а) кроссворд;
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд:
У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (уши)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу. (кожа)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- Прочитайте ключевое слово. Какие это органы?( Органы чувств.)

- Правильно. “Органы чувств” это тема нашего урока. Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).
- Сколько их у человека? Назовите их. (Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание).
Давайте вместе их перечислим.
Слайд 3.
-На прошлом уроке вы познакомились с такими органами чувств, как зрение и слух.
-А сегодня мы с вами узнаем, что такое обоняние, осязание и вкус.
3. Исследование органа обоняния.
– Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет? Давайте попробуем.
(Выходят по очереди, завязать глаза)
– Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет)– А теперь вдохни и понюхай (дать понюхать лук) – Какие запахи вы определили?– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох.– Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние. Слайд 4. Слайд 5.
-Как вы думаете, зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре. Слайд 6. Слайд 7.
Правила
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
3. Не толкать в нос посторонние предметы.
4. Исследование органа вкуса.
-Второй орган чувств- орган вкуса
Слайд 8.Откройте свой учебник на странице 58 и прочитайте абзац, читайте внимательно, так как потом будете отвечать на мои вопросы.
-Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения? ( нервным окончаниям языка и слизистой оболочки ротовой полости)
- На что действуют растворенные слюной вещества? (вкусовые почки языка)
- Сколько мы вкусов можем различать? (5 вкусов)
-А теперь с помощью схемы назовите, какие участки языка чувствительны к сладкому, соленому, горькому, кислому. Слайд 9.
- Органом вкуса является язык. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма об этом органе, Чтобы подробнее узнать как же мы с помощью языка чувствуем вкус. Показ фрагмента мультфильма.
-Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.)6. Физминутка5. Исследование органа осязания
– Попробуйте определить на  ощупь предмет в корзине. (Корзинка накрыта салфеткой).
(Учащиеся надевают рукавичку  и пытаются определить предмет).
(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)
– Можешь ли ты определить предмет? (имеет форму шара, но точно назвать не могут).– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего ? (При помощи рук)На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета.  Кожа – это орган осязания.
На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.
-А сейчас, ребята, погладьте свои ручки. Что вы можете сказать о своей коже, какая она?(гладкая,нежна,мягкая)
-А теперь оттяните кожу немного? Видите, какая она у нас упругая.
Кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. раздражимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав кожи, является органическое вещество кератин, благодаря которому, кожа сама не рвется и не сползает.
- Ночью и днем температура нашего тела внутри почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение сосудов.
7. Закрепление материала:
Природоведческий диктант.
- Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.
(1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка (нос) Почему?)
8. Подведение итогов урока.
-Вспомните, о чём мы сегодня с вами говорили?
-Что нового узнали?
Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – зрение, слух, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.