Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 -ом классе на тему «Мои помощники – органы чувств» 21 век


Бойченко А.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №31 Белоглинского района, ст.Успенская, Краснодарский край
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 -ом классе на тему «Мои помощники – органы чувств»
Тип урока:  Открытие нового знания
Используемые технологии: Технология системно-деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающая, ИКТ.
Формы работы: Исследование, групповая ( класс разделен на 6 групп)
Авторы УМК: «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградова
Цели урока:  Познакомить детей с органами чувств человека.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные результаты: - иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
- исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
- узнать роль и специфику разных органов чувств;
Оборудование:  Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, аудио запись, лимон, конфета, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой. Образовательные ресурсы: Интерактивная доска, маркер.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности. Подводящий диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица.У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
2.Выдвижение проблемы.
- А нужны они ему?  (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
3.Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.
4.Решение учебной задачи
Самостоятельная работа в группах
- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 6 поросят и раскрасьте розовым цветом.
Задание для 2 группы: прослушать запись и определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в коробке находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
…   нам нужны…….
Научное название…можно посмотреть в учебнике.
5.Включение в систему знаний. Выводы. - Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.
(рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.
(дети рисуют язык человечку)
Выступает 3 группа.У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. - Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.
У нашей группы было задание…
- Выступает 5 группа.Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)
6.Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась ваша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько  у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик -  запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Рефлексия.
Вы достигли цели, поставленной в начале урока?
Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.