Конспект урока по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях»


Тема урока: Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Цель урока:
сформулировать правила α- и β- распада, законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивном превращении;
развивать мыслительную деятельность учащихся, умение самостоятельно работать, анализировать таблицы.
План урока.
Тестовое задание
Обобщение знаний об атоме (устная коллективная работа)
Сравнительная характеристика радия и радона
Физкультминутка
Правила смещения Ф.Содди
Решение задач
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Итоги урока
ХОД УРОКА
Оргмомент (приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку)
Знакомство с эпиграфом к уроку:
О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудныхИ гений, парадоксов другИ случай, бог изобретатель.А.С. Пушкин
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Тестовое задание – Громцева(с.188)
Изучение нового материала
Атом имеет сложное строение. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Между нуклонами в ядре действуют ядерные силы. В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим свойствам от первоначального вещества. В 1903 году появилась совместная работа Резерфорда и Содди об изучении радиоактивности радия.
Ф.Содди заметил, что радий в процессе α-распада превращается в другой химический элемент – радон. В 1919 году Э.Резерфорд провел первую искусственную ядерную реакцию.
Таблица “Сравнение свойств радия и радона”
Физические свойства Химические свойства Агрегатное состояние Масса ядра Заряд ядра Число электронов
Металл Радий Твердое 226 88 88
Инертный газ Радон газ 222 86 86
Далее записываются правила смещения Ф.Содди.
в результате вылета альфа-частицы заряд ядра уменьшается на 2 элементарных заряда и образуется новый химический элемент. (антинейтрино) При бета-распаде одного химического элемента образуется другой элемент, который расположен в таблице Менделеева в следующей клетке за исходным (на одну клетку ближе к концу таблицы).
ФизкульминуткаУчащиеся выполняют гимнастику для глаз по тренажеру Базарнова.
Решение задач.
Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода -14 в результате β-распада. (Комментировано)
Ядро изотопа висмут-211 получилось из другого ядра после α- и β-распадов. Что это за ядро? (У доски)
Упражнение 51
Самостоятельная работа
Вариант 1. Ядро полония-216 образовалось после двух последовательных α-распадов. Из какого ядра оно образовалось?
Вариант 2. Во что превращается уран—238 после α- и двух β-распадов?
Итоги урока
Итак, мы узнали интересные факты. Вы активно выполняли задания, работали устно и письменно, получили оценки. Молодцы! Спасибо! До свидания!
Домашнее задание
§67 с.232 - 234